Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично

11. Как заканчивать выступление

Завершение выступления тоже выполняет определенную роль. Оно подводит итог и одновременно еще раз привлекает внимание публики ко всей речи в целом. Завершение как бы замыкает цепь мышления, связывает воедино все пункты и темы выступления. Тщательно планируйте заключительную часть вплоть до последнего слова. Никогда не завершайте выступление поспешно, не делайте его скомканным, произнося при этом что-то вроде: «Ну вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать». Просто закончите говорить, а публика и так поймет, что это уже все.

Джордж Роуленд Коллинз. «Публичные выступления»

Время не имеет никакого отношения к продолжительности проповеди. Абсолютно никакого!.. Длинная проповедь – это та, которая кажется длинной… Короткая проповедь – это та, которая заканчивается, когда люди все еще готовы слушать дальше. И неважно, длилась она двадцать минут или полтора часа. Если она закончилась, а люди готовы слушать дальше, они не будут сверять ее продолжительность по часам. Поэтому для того, чтобы определить, насколько длинной была проповедь, смотрите не на стрелки часов, а на людей. Посмотрите, где находятся их руки. Если мужчины тянутся к жилетным карманам, чтобы посмотреть на часы, то это тревожный признак. Взгляните в глаза слушателям. Постарайтесь определить, где находятся их мысли, и тогда вы точно будете знать, пора ли заканчивать проповедь.

Чарлз Браун, декан факультета богословия Йельского университета

Знаете ли вы, в какой части выступления чаще всего проявляются ваш опыт или неопытность, мастерство или его отсутствие? Я скажу вам: в начале и в конце речи. В театре бытует старая поговорка, относящаяся, разумеется, к актерам: «Настоящего актера можно узнать по тому, как он выходит на сцену и уходит с нее».

Начало и конец – это, пожалуй, самое трудное почти в любом деле. Разве на общественном поприще не самое главное – достойно появиться и достойно уйти? В деловой беседе тоже самая трудная задача – расположить к себе собеседника в самом начале и добиться успеха в конце.

Завершение речи – это поистине стратегический момент. Последние слова оратора продолжают звучать в ушах аудитории, даже когда он уже закончил выступление, и, вероятно, запомнятся лучше всего. Однако новички редко осознают, насколько все это важно. Окончания их выступлений чаще всего оставляют желать лучшего. Давайте рассмотрим некоторые из их наиболее типичных ошибок и попытаемся найти пути к их исправлению.

Во-первых, есть ораторы, которые заканчивают свое выступление словами: «Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по этому вопросу». Это непростительная ошибка. За версту видно, что оратор – дилетант. Если это все, что вы хотели сказать, то почему бы просто не закончить выступление и не сесть на место без лишних разговоров? Так и сделайте, а публика сама поймет, что это все, что вы хотели сказать.

Бывают также ораторы, которые уже изложили все, что хотели, но не знают, как остановиться. Они мечутся по кругу, возвращаются к одним и тем же темам, повторяются и оставляют о себе отрицательное впечатление.

Каков же выход? Конец выступления надо планировать заранее. Разве разумно заниматься этим, когда вы уже стоите перед аудиторией, находясь в нервном напряжении, когда ваши мысли заняты тем, что вы хотите ей сообщить? Здравый смысл подсказывает, что это лучше сделать заранее, в спокойной обстановке и не торопясь.

Даже такие опытные ораторы, как Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Билли Грэхем и Мартин Лютер Кинг, прекрасно владевшие английским языком, считали необходимым написать и даже выучить наизусть последние слова своих речей.

Если новички будут следовать их примеру, то у них вряд ли найдется повод пожалеть об этом. Им следует точно знать, какие мысли должны прозвучать в конце. Завершение надо отрепетировать несколько раз, причем необязательно каждый раз использовать одни и те же выражения. Главное, чтобы мысли нашли свое воплощение в конкретных словах.

Когда оратор импровизирует, то выступление порой приходится весьма значительно сокращать и изменять в зависимости от непредвиденных обстоятельств и реакции публики. Поэтому было бы разумнее подготовить два-три варианта концовок. Если не подойдет одна из них, то, возможно, подойдет другая.

Некоторым ораторам вообще не удается добраться до конца. Где-то в середине пути они начинают спотыкаться и давать сбои, как двигатель, в котором заканчивается топливо. После нескольких отчаянных рывков они полностью останавливаются и умолкают. Разумеется, им требуется более тщательная подготовка. Опыт – это запас бензина в баке.

Многие новички слишком резко обрывают свое выступление. Им не хватает плавности и умения завершать речь. Честно говоря, концовки у них вообще нет. Они просто внезапно прекращают говорить. Это производит неприятное впечатление и свидетельствует о любительском подходе к делу. Представьте, что ваш друг во время разговора вдруг оборвал свою речь и стремглав выбежал из комнаты не попрощавшись.

Даже такой оратор, как Линкольн, допустил подобную ошибку в первом варианте своей инаугурационной речи. Она готовилась в очень напряженное время. Черные тучи уже нависли над страной. Спустя несколько недель на нее обрушился ураган крови и разрушения. В своих заключительных словах, обращенных к жителям Юга, Линкольн намеревался сказать следующее: «В ваших руках, мои недовольные соотечественники, а не в моих находится решение вопроса, быть или не быть гражданской войне. Правительство не будет нападать на вас. Вы можете избежать конфликта, если сами не станете агрессорами. Вы не давали клятву Небесам уничтожить правительство, а я торжественно поклялся сохранять и защищать его. Вы можете воздержаться от нападения на него, а я не могу уклониться от его защиты. От вас, а не от меня зависит решение самого важного вопроса: мир или меч?»

Линкольн передал эту речь своему госсекретарю Сьюарду. Тот совершенно справедливо отметил, что концовка оказалась слишком резкой, прямолинейной и провоцирующей. Поэтому Сьюард сам приложил руку к написанию завершающих слов, причем сделал это в двух вариантах. Линкольн согласился с одним из них и использовал с небольшими изменениями вместо последних фраз первоначальной речи. В результате первая инаугурационная речь полностью потеряла свою провоцирующую резкость и стала апогеем дружелюбия, истинной красоты и поэтического красноречия: «Я с неохотой завершаю свое выступление. Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя страсти накалились, они не должны нарушить узы нашей привязанности. Мистические струны памяти, идущие от каждого поля битвы и от каждой могилы патриота к каждому живому сердцу и к каждому очагу на всей нашей необъятной земле, зазвучат единым хором Союза, и это обязательно произойдет, если их затронет рука Божественного начала в нашей природе».

Как новичок может почувствовать, что правильно завершает речь? Здесь не существует каких-то механических правил, это слишком тонкая материя. Требуется чувство, почти интуиция. Вы сами должны почувствовать, когда это завершение будет гармоничным и уместным.

Однако такое чувство можно развить в себе с опытом, изучая те методы, которыми пользовались выдающиеся ораторы. В качестве примера можно привести президента Билла Клинтона, который завершил свою речь, посвященную памяти Мартина Лютера Кинга, следующими словами: «Мы должны заключить договор – все правительственные учреждения и деловые круги. Но если рушатся семьи, если отсутствует порядок, если потеряны рабочие места из-за того, что мы вынуждены были сократить свои вооруженные силы после окончания «холодной войны», то где же отыскать формирующее начало, пример, дисциплину, любовь и надежду для наших детей? В Писании сказано: «Вы – соль земли, вы – свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они прославляли Отца нашего Небесного». Именно это нам предстоит сделать, и я буду трудиться над этим вместе с вами».

Вот так должны заканчиваться выступления. Каждый слушатель поймет, что это конец речи. Она не повисла в воздухе, она не оборвана. Она по-настоящему завершена.

«Не испытывая злобы ни к одному человеку, с чувством милосердия ко всем, с решимостью творить добро, ибо Бог позволяет нам отличать добро от зла, устремимся же к тому, чтобы окончательно залечить раны мира, проявить заботу о тех, кто перенес тяготы войны, об их вдовах и сиротах; сделать все для того, чтобы между нами и всеми народами царил справедливый и прочный мир».

Это концовка обращения Линкольна при вторичном вступлении на пост президента; на мой взгляд, самое лучшее окончание речи, которое мне только доводилось слышать. Вы согласны с моей оценкой? Где еще вы найдете больше человечности, искренней любви и сочувствия?

«Каким бы благородством ни было отмечено Геттисбергское обращение, – пишет Уильям Бартон в своей книге «Жизнь Авраама Линкольна» («Life of Abraham Lincoln»), – это выступление достигает еще более высокого уровня благородства… Это самая выдающаяся речь Авраама Линкольна, которая отражает его интеллектуальную и духовную мощь в их высочайшем проявлении».

«Она была подобна священному стиху, – писал Карл Шурц. – Ни один президент никогда не обращался с такими словами к американскому народу. У Америки никогда не было президента, который нашел бы такие слова в глубинах своего сердца».

Однако вы, скорее всего, не собираетесь произносить бессмертные речи, подобно многим лидерам. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы завершить простое выступление, адресованное группе таких же людей, как и вы сами. Как это сделать? Давайте вместе поищем решение. Возможно, нам удастся найти какие-то полезные предложения.

Суммируйте главные темы

Даже в коротком трех – пятиминутном выступлении оратор вполне в состоянии осветить такое количество вопросов, что может ввести слушателей в некоторое замешательство. Однако лишь немногие выступающие осознают это. Они полагают, что раз уж все эти моменты предельно ясны им самим, то они должны быть столь же ясны и слушателям. Отнюдь нет. Оратор размышлял над своими идеями достаточно долго, но для слушателей они являются новыми. Выступающий как бы запускает в аудиторию пригоршню дроби. Что-то попадает в цель, но основная масса пролетает мимо. Слушатели могут запомнить множество вещей, но далеко не все в точности.

Говорят, что один ирландский политик дал следующий рецепт для выступлений: «Сначала сообщите публике, о чем вы собираетесь ей поведать, затем расскажите это, а потом говорите о том, что вы рассказали». Знаете, это неплохая мысль. В самом деле, зачастую необходимо «говорить о том, что вы рассказали». Разумеется, кратко и быстро, в самых общих чертах.

Вот как, например, одна женщина закончила свое выступление, которое было посвящено сбору средств для финансовой поддержки научных исследований рака груди: «Подводя итог, уважаемые дамы и господа, можно сказать: представленные статистические данные доказывают, что количество женщин, у которых обнаруживается рак груди, растет с каждым годом. Мы уже многое узнали о том, как облегчить их страдания, но предстоит узнать еще больше. Наши исследования существенно продвинулись вперед, но нам еще многое нужно сделать. Ваша денежная помощь поможет нам в этом».

Вы заметили, что она сделала? Вам все ясно, несмотря на то что вы не прослушали всего выступления. Несколькими предложениями, буквально половиной сотни слов, она суммировала содержание всей речи. Не кажется ли вам, что подобные резюме имеют смысл? Если да, то возьмите этот способ на вооружение.

Призыв к действию

Только что приведенная концовка служит блестящей иллюстрацией призыва к действию. Докладчица хочет, чтобы что-то было сделано. В данном случае она строит свой призыв на том, что для облегчения страданий женщин требуются деньги. Она требует конкретных действий и добивается своего. Это было не учебное выступление. Оно прозвучало перед группой примерно из пятидесяти женщин, и в результате тридцать из них тут же вступили в Фонд по финансированию исследований, а большинство остальных пообещали финансовую поддержку.

О том, каким образом оратор может побудить аудиторию к действиям, мы поговорим в главе пятнадцатой.

Краткий искренний комплимент

«Члены этой группы представляют культурную элиту города. Именно ваш нелегкий труд позволил нам создавать в Вичите оперные постановки мирового уровня. Именно ваша преданность искусству привела к открытию оперного класса в университете и начального курса классической музыки в школах города. Мы гордимся вами. Мы благодарим вас. Все жители Вичиты и любители оперы всей страны признательны вам за такую приверженность своему делу».

Этими словами Бертон Пелл, президент Оперной гильдии Вичиты, штат Канзас, завершил свою речь, оставив своих слушателей довольными, счастливыми и полными оптимизма. Такая концовка может считаться удачной, но, чтобы быть эффективной, она должна быть искренней. Никакой грубой лести, никакой экстравагантности. Если в таком окончании речи не звучит искренность, оно будет выглядеть фальшивым, крайне фальшивым. И люди не пожелают принять его, так же как фальшивую монету.

Поэтическая цитата в завершение

Из всех способов окончания выступления ни один не подходит лучше, чем поэзия, если она действительно к месту.

Выступая перед своими сотрудниками на тему лояльности и сотрудничества, президент одной крупной компании завершил свою речь звонкими строками из «Второй книги джунглей» Киплинга:

Вот вам Джунглей Закон – и Он незыблем,
 как небосвод.
Волк живет, покуда Его блюдет; Волк,
нарушив Закон, умрет,
Как лиана, сплетен, вьется Закон,
в обе стороны вырастая:
Сила Стаи в том, что живет Волком,
сила Волка – родная Стая1 .

Доктор Сара Хилл посвятила свою жизнь разработке учебных программ, позволяющих сделать образование для наших детей более эффективным и осмысленным. В своей речи перед конференцией учителей Нью-Йорка она критиковала поверхностность преподавания многих школьных предметов. Представив ряд убедительных доводов в поддержку своей точки зрения, она завершила выступление известными строками Александра Поупа:

Но как неверно взятый колорит
В рисунке точном форму исказит,
Так псевдообучение весьма
Губительно для здравого ума2.

Если вы зайдете в общественную библиотеку вашего города, сообщите, что готовите выступление по определенной теме и хотели бы подкрепить ту или иную мысль поэтической цитатой, то вам, вероятно, сумеют подобрать что-нибудь подходящее, например в сборнике цитат Бартлетта.

Кульминация

Кульминация представляет собой популярный способ окончания речи. Она удается не каждому оратору и годится в качестве концовки не для каждой темы. Но если она хорошо выполнена, то дает превосходный эффект. Речь достигает вершины, усиливая свою мощь с каждой фразой. Хорошим примером кульминации является завершение речи в Филадельфии, приведенной в главе третьей и завоевавшей премию.

Линкольн использовал прием кульминации при подготовке заметок для лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждый новый образ превосходит по силе предыдущий и как оратор достигает эффекта, упоминая в этой связи о Колумбе, Христе, Моисее, Адаме и так далее: «Он заставляет нас вспомнить о бесконечно далеких временах. Когда Колумб впервые отправился на поиски нашего континента, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел народ Израиля через Красное море и даже когда Адам был создан руками Господа, – уже в те времена, как и сейчас, здесь ревел Ниагарский водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьими костями полны холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как мы сейчас смотрим на нее. Являясь современником первых человекообразных существ и будучи старше самого первого человека, Ниагара все так же сильна и свежа сегодня, как и десять тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что лишь остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то существовали, смотрели на Ниагару, которая на протяжении всего этого невероятно долгого времени ни на один миг не высыхала, не замерзала, не засыпала и не отдыхала».

Уэнделл Филлипс, один из самых ярких ораторов, клеймивших позором рабство еще до Гражданской войны в Америке, использовал этот же прием в своей речи о Туссен-Лувертюре, лидере восстания рабов на Гаити против французского владычества в начале 1800-х годов, который по приказу Наполеона был вывезен во Францию, брошен в тюрьму и казнен. Сегодня Туссен почти забыт, но в XIX веке считался героем, причем не только на Гаити, но и среди всех противников рабства в США.

Концовка этой речи приводится ниже. Она часто цитируется в книгах, посвященных ораторскому искусству. В ней есть энергия и жизненная сила. Она не утеряла интереса, несмотря на то что кажется несколько вычурной в наш практичный век. Эта речь была написана более ста лет назад.

Интересно отметить, насколько неточен был Уэнделл Филлипс в своих прогнозах относительно того, какое историческое значение будут иметь имена Джона Брауна и Туссен-Лувертюра «спустя пятьдесят лет, когда восторжествует истина». Очевидно, ход истории столь же трудно предугадать, как и цены на бирже в будущем году.

«Я назвал бы его Наполеоном, но Наполеон создал свою империю, нарушив клятвы и пролив море крови. А этот человек никогда не нарушал своего слова. «Никакой мести» – вот его великий девиз и принцип жизни. Его последними словами, которые он сказал своему сыну во Франции, были: «Мальчик мой, однажды ты вернешься на Гаити. Забудь о том, что Франция убила твоего отца». Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был всего лишь солдатом, и основанное им государство сошло в могилу вместе с ним. Я назвал бы его Вашингтоном, но у этого великого виргинца были рабы. Этот человек готов был рискнуть своей империей, но не допустить работорговли даже в самой захудалой деревушке своих владений.

Вы можете посчитать меня фанатиком, поскольку воспринимали историю не глазами, а через сито своих предрассудков. Но спустя пятьдесят лет, когда Истина восторжествует, муза истории отдаст должное Фокиону в Греции, Бруту в Риме, Хемпдену в Англии, Лафайету во Франции, выберет Вашингтона как яркий и совершенный цветок ранней стадии нашей цивилизации и Джона Брауна как спелый плод полудня, а затем, обмакнув свое перо в солнечный свет, напишет ярко-синими буквами поверх всех этих имен имя солдата, государственного деятеля и мученика Туссен-Лувертюра».

Умейте вовремя остановиться

Ищите, исследуйте, экспериментируйте до тех пор, пока не подберете подходящую концовку и хорошее начало. Затем объедините их вместе.

Оратора, который не может сократить свою речь так, чтобы она соответствовала духу нашего торопливого и стремительного века, ждет холодный прием и даже неприязнь слушателей.

Не кто иной, как святой Савл из Тарса, согрешил однажды против этого правила. Он читал проповедь перед паствой до тех пор, пока один юноша по имени Евтих не уснул и, выпав из окна, чуть не сломал себе шею. Но даже после этого Савл не прекратил своей речи. Случается всякое. Я помню, как некий врач выступал однажды в университетском клубе Бруклина. Все это происходило во время затянувшегося банкета. Перед ним выступило уже много ораторов. Когда очередь дошла до этого человека, было уже два часа ночи. Если бы он обладал тактом и деликатностью, то сказал бы полдюжины фраз и дал всем возможность разойтись по домам. А как поступил он? Он закатил сорокапятиминутную тираду против вивисекции. Не успел он дойти и до середины речи, как слушатели уже мечтали, чтобы он, подобно Евтиху, вывалился из окна и сломал себе что-нибудь.

Редактор газеты «Saturday Evening Post» Хорас Лоример рассказывал мне, что всегда прекращает серию публикаций в газете, когда она достигает пика популярности и читатели требуют продолжения. Зачем же это делать? «Затем, – говорит Лоример, – что вслед за пиком популярности очень скоро наступает пресыщение». А уж он-то знает, что говорит.

Эта мудрая истина применима и к публичным выступлениям. Заканчивайте их тогда, когда слушатели все еще жаждут продолжения.

Величайшую речь, произнесенную Христом, – Нагорную проповедь – можно повторить за пять минут. Геттисбергское выступление Линкольна состояло всего из десятка предложений. Всю историю сотворения мира можно прочесть в Бытии быстрее, чем рассказ об убийстве в утренней газете. Поэтому будьте кратки.

Доктор Джонсон, архидиакон Ньясы, написал книгу о племенах Африки, живущих еще в условиях первобытного строя. Он жил среди них и наблюдал за их образом жизни в течение сорока пяти лет. Джонсон пишет, что, когда выступление оратора во время деревенской сходки длится слишком долго, публика прогоняет его криками «иметоша! иметоша!», что означает «хватит!».

В другом племени выступающему разрешается говорить лишь до тех пор, пока он может устоять на одной ноге. Как только палец поднятой ноги касается земли, он должен окончить речь.

В любой аудитории, даже самой вежливой и сдержанной, публика точно так же не любит длинных речей, как и эти африканские племена.

Так что, как говорил Киплинг, «учитесь на чужих ошибках, хотя я знаю, что это невозможно».

Ответы на вопросы публики

Довольно часто по ходу выступления или в его конце слушатели задают вопросы. Большинство ораторов не любят, когда их прерывают, поэтому просят приберечь все вопросы до конца выступления. Если ваши познания в предмете достаточно глубоки, вам, вероятно, даже захочется ответить на вопросы слушателей. Чаще всего они касаются моментов, прозвучавших в вашей речи, но раскрытых недостаточно полно. Однако вы не в состоянии предвидеть, какие вопросы может задать слушатель, исходя из собственных представлений о теме выступления. Лишь зная в десять раз больше о рассматриваемой теме, чем вы можете уместить в отведенное вам время доклада, вы в состоянии ответить на большинство вопросов.

Вопросы могут задаваться двумя способами. Если вы проводите лекцию или семинар, то ответы на них являются неотъемлемой частью вашего выступления. Чтобы облегчить данный процесс, заготовьте карточки размером 8 × 12 см и раздайте их участникам. Пусть слушатели записывают на них свои вопросы. Преимущество этого способа состоит в том, что вы можете быстро просмотреть собранные карточки и выделить наиболее интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь. Это также дает вам возможность немного подумать перед ответом. Зачитайте вслух вопрос, а затем прокомментируйте его. Но делайте это очень кратко! У вас нет времени на второй длинный доклад. Если ответ требует значительного времени, скажите об этом слушателям и отошлите их к источникам информации, которые позволят им получить нужные сведения. Еще одно достоинство данного способа заключается в том, что вы можете отсеять вопросы, носящие слишком общий или, возможно, слишком противоречивый характер.

Однако использовать этот метод не всегда возможно. В ходе большинства выступлений публика задает вопросы устно. В таких случаях руководствуйтесь следующими правилами.

1. Повторите вопрос. Это очень важно, поскольку многие слушатели в зале, возможно, не расслышали его, так как задававший его человек говорил недостаточно громко и внятно.

2. Дайте ясный и четкий ответ. Не повторяйте дословно того, что уже было сказано в речи, а лишь сошлитесь на это. Если вопрос требует детального пояснения или комментариев, постройте ответ на примерах из собственного опыта.

3. Не вступайте в спор с лицом, задавшим вопрос. Если он придерживается противоположных с вами взглядов, отметьте, что вы уважаете его мнение, а затем изложите аргументы, подкрепляющие вашу точку зрения.

4. Не позволяйте одному слушателю руководить ходом вашего выступления. Ответив на его вопрос, дайте слово другим. Если же он настаивает на дискуссии с вами, скажите дружелюбным тоном: «Спасибо за ваши комментарии, но давайте послушаем и другие мнения». Иногда кто-то из публики вдруг начинает проявлять воинственность и пытается перебить оратора. Никогда не пытайтесь осадить его с помощью сарказма. Это только настроит аудиторию в поддержку возмутителя спокойствия. Улыбнитесь. Сделайте короткую паузу, а затем обратитесь к аудитории: «У кого-нибудь еще есть вопросы?» В большинстве случаев регламент выступления определяет председатель. Он встает и объявляет, что осталось время для ответа еще на один вопрос. Ответьте на него, а затем, игнорируя поднятые руки, поблагодарите слушателей и сядьте на место.

Резюме

1. Концовка речи – это ее поистине стратегический элемент. То, что сказано в конце, слушатели помнят дольше всего.

2. Не заканчивайте выступление словами: «Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать». Заканчивайте речь, но не говорите об этом.

3. Тщательно продумайте концовку выступления. Отрепетируйте ее и выучите почти слово в слово. Заканчивайте свою речь плавно. Не обрывайте ее слишком резко.

4. Вот несколько вариантов окончания речи:

а) резюмируйте все сказанное, кратко повторите основные рассмотренные темы;

б) призовите к действию;

в) сделайте слушателям искренний комплимент;

г) процитируйте подходящие поэтические строки;

д) достигните кульминации.

5. Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание, а затем сведите их воедино. Всегда прекращайте выступление еще до того, как этого потребует публика. Помните, что «вслед за пиком популярности очень скоро наступает пресыщение».

6. Будьте готовы к ответам на вопросы слушателей. Если есть возможность, то организуйте подачу вопросов в письменном виде, просмотрите их и ответьте так, чтобы уложиться в отведенное вам время. Если вопрос задан устно, повторите его прежде, чем отвечать. Следуйте рекомендациям, изложенным в данной главе.

Упражнения для голоса. Развитие резонанса

Существует три основных принципа качественного звучания: контроль дыхания, расслабление и резонанс. Мы уже рассматривали два из них, а теперь перейдем к третьему – резонансу. Все ваше тело участвует в образовании звука точно так же, как корпус скрипки или рояля, которые усиливают звучание и придают красоту звукам, извлекаемым музыкантом. Первоначально звук зарождается в голосовых связках, но затем он многократно отражается от грудной клетки, зубов, свода ротовой полости, носовых пазух и других частей тела. Это придает голосу специфическое звучание. Представьте себе, что ваш голос – это ракета, стартующая с диафрагмы через темные глубины расслабленной гортани и рассыпающаяся фейерверком звуков через рот, нос и другие части головы.

Дело не в том, чтобы обеспечить звуку резонанс. Он у вас и так есть, и вы пользуетесь им на протяжении всей жизни. Без него вас никто не услышал бы даже на расстоянии трех метров. Задача состоит в том, чтобы усилить его. Как это сделать? Позвольте привести один интересный отрывок из книги Фучито и Байера «Карузо и искусство пения» («Caruso and the Art of Singing»).

«Давно известно, какую пользу приносит певцам такое упражнение, как пение с закрытым ртом. При правильном выполнении оно усиливает резонанс голоса. У большинства людей такое пение звучит как кошачий концерт, потому что челюсть, губы, язык и голосовые связки у них закостеневшие и малоподвижные. Разумеется, голосовой аппарат при пении с закрытым ртом должен находиться в таком же положении, как и при обычном. Лицевые мышцы, челюсть, язык должны быть полностью расслаблены, как в глубоком сне, губы слегка сомкнуты. В таком положении звуковые колебания будут не приглушаться напряженными мышцами и с силой проталкиваться через носовые ходы, а резонировать в носовых пазухах, создавая округлый и приятный звук».

А теперь, расслабив язык, гортань, губы и челюсть, пропойте с закрытым ртом свою любимую песню. Делая это в первый раз, положите руку сверху на голову и ощутите вибрацию от звука. При выполнении данного упражнения очень важно первым делом глубоко вдохнуть воздух с помощью диафрагмы, а затем расслабить мышцы груди. Представьте, что большими глотками пьете воздух. Начиная петь, забудьте о том, что вам надо делать выдох. Вообразите, что все еще вдыхаете, и ощутите легкость в голове. При этом у вас открываются все пазухи, что усиливает резонирующий эффект. Запомните это ощущение и добивайтесь его во время выступлений с речами.

А теперь пропойте ту же песню еще раз, но теперь приложите руку к задней части головы и ощутите вибрацию в этой области.

В третий раз обратите внимание на носовое дыхание. Вообразите, что воздух во время пения не выдыхается, а вдыхается через нос. Возьмитесь двумя пальцами за переносицу. Ощутите вибрацию, которая возникает в ходе пения.

Для разнообразия спойте теперь какую-нибудь другую песню. На этот раз обратите внимание на губы. Приложите к ним указательный палец и почувствуйте, как они вибрируют. А теперь извлеките максимально низкий звук, приложив ладонь к груди. Ощутите звуковые колебания в этой области.

Спойте еще раз, держа правую руку у груди, а ладонь левой прикладывая к различным частям головы и лица. Ощутите, как вибрирует все ваше тело, создавая резонанс. Я знал певцов, которые во время пения с закрытым ртом чувствовали, что дрожат даже пальцы рук и ног.

Пение – это само по себе прекрасное упражнение для голоса. Используя принципы звукообразования, рассмотренные в этих уроках, споем теперь обе песни.


1 Перевод В. Топорова

2 Перевод А. Субботина