Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично

9. Как начинать выступление

Если вам доведется находиться среди ораторов, которые делятся своим опытом, то вы наверняка услышите одно замечание о правиле построения речи: «Сделайте хорошее начало и конец, а промежуток можете заполнить всем, чем угодно.

Виктор Мэрдок

Главное в публичных выступлениях – это хорошее начало. Ораторское искусство нелегко, но самое трудное в нем – это умение установить контакт с аудиторией… Многое зависит от первого впечатления и начальных слов. Часто вы одерживаете победу над аудиторией или терпите поражение уже после первых пяти фраз.

Локвуд Торн «Современное ораторское искусство» «Public Speaking Today»)

Золотое правило совершенно очевидно: как можно скорее переходите к сути выступления. Соблюдайте это правило со всей строгостью. Не поддавайтесь соблазну расцветить свою речь красивыми словами. Никогда, никогда, никогда ни за что не извиняйтесь. Простыми и ясными словами переходите к сути дела… Когда вы пишете текст своего выступления или статью, то всегда можете вернуться назад и вычеркнуть первый абзац… Начинайте свою речь там, где, по вашему мнению, должно заканчиваться вступление. Сидней Уикс. «Публичные выступления для бизнесменов»

(«Public Speaking for Bussines Men»)

Сначала сообщите публике, о чем вы собираетесь ей поведать, затем расскажите это, а потом говорите о том, что вы рассказали. Вот так строятся хорошие речи.

Анонимный автор

Спросите любого профессионального оратора, что, исходя из своего богатого опыта, он считает самым важным. Большинство ответит: «Захватывающее начало, которое сразу же приковывает к себе внимание». Чтобы добиться этого, надо планировать почти до последнего слова все, чем вы собираетесь начать и закончить свое выступление. Так поступает практически каждый успешный оратор.

Делают ли это начинающие? Редко. Планирование отнимает время, требует умственных усилий и силы воли. Умственный труд – это мучительный процесс. Томас Эдисон прикрепил к стенам своего завода таблички с высказыванием сэра Джошуа Рейнольдса: «Нет такой уловки, к которой не прибег бы человек, чтобы избежать подлинных трудностей, связанных с процессом мышления».

Лорд Нортклифф, прошедший путь от жалкого поденщика до самого богатого и влиятельного газетного магната Британской империи, говорил, что три слова Блеза Паскаля помогли ему в достижении успеха больше, чем все когда-либо прочитанное им:

«Предвидеть – значит властвовать».

Этот великолепный девиз всегда должен находиться у вас перед глазами, когда вы планируете свое выступление. Продумайте, как вы начнете свою речь, когда ум слушателей еще свеж и они ловят каждое произнесенное вами слово. Постарайтесь предположить, какое впечатление вы оставите у них в конце, когда уже нечем будет его исправить.

Уже со времен Аристотеля книги на тему ораторского искусства делили речь на три части: вступление, основная часть и заключение. Вплоть до недавнего времени оратор мог позволить себе сделать вступление крайне неторопливым. Он сообщал новости и одновременно развлекал слушателей. В течение многих веков ораторы заполняли нишу, которая в настоящее время узурпирована газетами, радио, телевидением и интернетом.

Однако условия существенно изменились. Мир стал совершенно другим. За последние сто лет наша жизнь изменилась больше, чем за все века от сотворения мира. И оратор не должен отставать от нетерпеливого бега времени. Если вы собираетесь делать вступление, то, поверьте мне, оно должно быть не длиннее, чем надпись на рекламном щите. Это что касается вкусов обычной современной аудитории. Вы должны моментально захватить ее внимание и тут же приступить к изложению своей темы.

Доктор Мартин Лютер Кинг был одним из величайших ораторов XX века. Он обладал талантом моментально устанавливать контакт со слушателями. Давайте прочтем вступление к его знаменитой речи «У меня есть мечта» («I have a dream»).

«Сто лет назад великий американец, в символической тени которого мы стоим сегодня, подписал Декларацию об эмансипации. Этот великий декрет стал ярким лучом надежды для миллионов порабощенных негров, опаленных бездушной несправедливостью. Радостная заря пришла на смену долгой ночи их плена.

Но сто лет прошло, а негры все еще не свободны. Сто лет прошло, а их жизнь все еще трагически сковывают кандалы сегрегации и цепи дискриминации. Сто лет прошло, а негры живут на заброшенных островках бедности посреди огромного океана материального изобилия. Сто лет прошло – негры все еще оттеснены в закоулки американского общества и на своей родной земле оказываются изгнанниками».

Мэри Фишер не была опытным оратором, но когда в 1992 году она выступала перед Республиканским национальным конвентом, ее речь тронула сердца всех присутствующих и миллионов телезрителей во всем мире. Ее первые слова мгновенно захватили аудиторию: «Менее трех месяцев назад на слушаниях в Солт-Лейк-Сити я просила у республиканской партии разрешения снять завесу таинственности, которой окутана проблема СПИДа. Сегодня я пришла сюда, чтобы покончить с этим молчанием.

Я пришла сюда для того, чтобы поставить перед вами трудные вопросы. Мне нужно ваше внимание, а не аплодисменты. Я никогда и подумать не могла, что у меня будет положительный анализ на ВИЧ. Но я верю, что во всем можно найти положительные стороны, поэтому я счастлива, что стою здесь перед вами и перед всей страной».

Однако большинству неопытных ораторов не удается так быстро и кратко оформить свое вступление. Многие из них пытаются начать выступление одним из двух способов, которые нельзя назвать удачными.

Избегайте смешных историй во вступлении

По каким-то непонятным причинам новичок зачастую полагает, что обязан быть остроумным, хотя по своей натуре он может быть столь же серьезным, как энциклопедия, и полностью лишенным чувства юмора. Но начиная выступать с речью, он вдруг воображает, что на него снизошел дух Марка Твена или Боба Хоупа. Поэтому он стремится начать свой доклад с юмористической истории, особенно если дело происходит вечером после ужина. Что же происходит в результате? Двадцать против одного, что его речь будет столь же тяжелой и сухой, как словарь. Скорее всего, она не будет иметь успеха. Говоря бессмертными словами Гамлета, она окажется «ничтожной, плоской и тупой».

Если рассказчик допустит несколько подобных осечек перед слушателями, которые заплатили за свои места, то его свистом сгонят со сцены. Но обычно слушатели с симпатией относятся к оратору, поэтому из чистой жалости они могут изобразить пару улыбок, но в глубине души будут испытывать жалость к несостоявшемуся юмористу. Они и сами будут чувствовать себя неловко. Разве вам не приходилось время от времени быть свидетелями такого фиаско? Что может быть более сложного и редкого в нелегком ораторском искусстве, чем умение рассмешить аудиторию? Юмор – дело очень тонкое. Он зависит от индивидуальности, от личности. Либо вы родились с чувством юмора, либо нет.

Помните, что рассказ сам по себе редко бывает смешным. Все зависит от того, как его подать. Девяносто девять из ста человек потерпят сокрушительный провал, если попытаются рассказывать те же истории, которые сделали знаменитым Марка Твена. Прочтите, что рассказывал Линкольн в тавернах восьмого судебного округа штата Иллинойс. Это те самые истории, ради которых люди съезжались за много миль, которые они слушали всю ночь напролет и которые иногда, по словам очевидцев, заставляли слушателей оглушительно хохотать и падать со стульев. Прочтите эти рассказы вслух своей семье и посмотрите, удастся ли вам вызвать хотя бы улыбку.

Вот один из рассказов, который приносил Линкольну оглушающий успех. Попробуйте пересказать его. Только, пожалуйста, в узком кругу, а не перед аудиторией: «Однажды запоздалый путник, пытавшийся добраться домой по грязным дорогам иллинойских прерий, был застигнут грозой. Ночь была черна, как чернила, дождь лил так, будто где-то на небесах прорвало плотину, гром разрывал хмурые тучи словно динамитом. Непрерывные вспышки молний освещали падавшие вокруг деревья. Грохот разрывал барабанные перепонки. Наконец удар грома, более страшный и ужасный, чем все, что этому несчастному путнику доводилось слышать в жизни, поверг его на колени. Обычно он никогда не молился, но тут запричитал: «О Боже, если тебе все равно, то, умоляю, пошли побольше света и поменьше шума»».

Возможно, вы один из тех счастливых людей, которых природа наделила редким чувством юмора. Если так, то развивайте в себе эту способность. Вас будут встречать в три раза теплее, где бы вы ни выступали. Но если ваш талант кроется в других областях, то будет безрассудством и даже преступлением изображать из себя комедианта.

Хорошие ораторы никогда не рассказывают смешные истории просто так. Они должны иллюстрировать какую-то мысль, изложенную в выступлении. Юмор – это только глазурь на пирожном или слой шоколада внутри, но ни в коем случае не само пирожное. Означает ли это, что ваше выступление должно быть тяжеловесным и непременно торжественным? Ни в коем случае. Если сможете, то рассмешите зал, упомянув о каких-то местных событиях, связанных с данной ситуацией, или о выступлениях предыдущих ораторов. Отметьте в них какую-то несообразность. Преувеличьте ее. Такой юмор в сорок раз быстрее принесет вам успех, чем старые анекдоты, которые большинство из присутствующих уже слышали.

Пожалуй, самый легкий путь для создания веселого настроения заключается в том, чтобы подшутить над самим собой. Опишите, как вы попали в какую-то смешную и затруднительную ситуацию. Это сразу снимет напряжение. Почти каждый может рассмешить аудиторию, сводя воедино несопоставимые вещи, как сделал, например, один журналист, написавший в статье, что терпеть не может детей, собак и демократов.

Не начинайте с извинений

Вторая непростительная ошибка, которую обычно совершает новичок в начале выступления, состоит в том, что он начинает извиняться: «Я не оратор…», «Я не готовился к выступлению…», «Мне нечего сказать…», «Я не привык выступать перед слушателями…».

Никогда не делайте этого! Одно из стихотворений Киплинга начинается словами: «Нет смысла дальше идти». Именно такое ощущение возникает у аудитории, когда оратор начинает свою речь подобным образом.

Если вы не подготовлены, то кое-кто из слушателей заметит это и без вашей подсказки. А кто-то, может быть, и не заметит. Зачем же привлекать их внимание? Зачем оскорблять своих слушателей, заявляя им о том, что вы не сочли нужным подготовиться? Ни в коем случае. Мы не хотим слышать ваших извинений. Мы пришли сюда, чтобы нас проинформировали и заинтересовали. Заинтересовали – запомните это.

В тот момент, когда вы появляетесь перед публикой, все внимание неизбежно приковано к вам. Его нетрудно сохранить в течение первых пяти секунд, но нелегко удержать в течение последующих пяти минут. Если вы потеряете это внимание, то вернуть его снова будет сложно вдвойне. Поэтому начинайте свое выступление с чего-нибудь интересного уже в первой фразе. Не во второй, не в третьей! В ПЕРВОЙ!

«Как это сделать?» – спросите вы. Признаю, это нелегко. Пытаясь собрать материал, вы должны пройти по разным окольным и извилистым тропинкам, так как многое зависит от вас, от слушателей, от темы, материала, обстоятельств и так далее. Однако мы надеемся, что рекомендации, которые будут представлены и обсуждены в этой главе, помогут вам.

Пробудите любопытство

Вот как начал свое выступление один из слушателей моих курсов. Разве оно не пробуждает у вас интерес?

«Восемьдесят два года назад, примерно в это же время года в Лондоне была опубликована небольшая книга, которой суждено было стать бессмертной. Многие называли ее «самой великой маленькой книгой в мире». Когда она только появилась, друзья, встречавшиеся на Стрэнде или Пэлл-Мэлл, задавали друг другу вопрос: «Вы читали ее?» На это следовал неизменный ответ: «Да, читал, благослови ее Господь».

В день выхода этой книги в свет была продана тысяча экземпляров. Через две недели разошлось уже пятнадцать тысяч. С тех пор она переиздавалась бессчетное число раз и была переведена на все языки мира. Несколько лет назад Дж. П. Морган приобрел оригинальный экземпляр ее рукописи за баснословную сумму. Сегодня она находится среди других бесценных сокровищ в величественной галерее искусств в Нью-Йорке, которую он называет своей библиотекой.

Что же это за всемирно известная книга? «Рождественская песнь» Диккенса».

Как вы считаете, это успешное начало? Привлекло ли оно ваше внимание, усиливался ли ваш интерес по ходу рассказа? Почему? Не потому ли, что эта история пробудила у вас любопытство и держала в напряжении?

Любопытство! Кто же его лишен? Мне доводилось наблюдать за птицами в лесу, которые часами кружили надо мной и разглядывали из чистого любопытства. Я знаю одного охотника в Альпах, который подманивал серн, накинув на себя белую простыню и ползая по земле, чтобы пробудить у них любопытство. Любопытство проявляют и собаки, и кошки – все виды животных, включая и известного вам homo sapiens.

Поэтому заинтересуйте аудиторию первой же фразой, и вы обеспечите себе ее внимание. Сегодня Лоуренс Аравийский известен во всем мире. О нем написано множество книг, его история запечатлена в кинофильме. Но так было не всегда. Во времена, когда не существовало ни радио, ни телевидения, ни кино, публика узнавала о нем из серии лекций, которые читали мой коллега Лоуэлл Томас и я сначала в Лондоне, потом по всей Англии, а затем и в США. Я начинал свою лекцию таким образом: «Ллойд Джордж говорит, что считает полковника Лоуренса одной из самых романтичных и колоритных фигур нашего времени».

Такое начало имеет два преимущества. Во-первых, ссылка на известного человека всегда привлекает внимание. Во-вторых, эта фраза возбуждает любопытство. Сразу возникает естественный вопрос: «Почему романтичный и колоритный? Я никогда о нем раньше не слышал… Что он такого сделал?»

Мой коллега Лоуэлл Томас начинал свою лекцию следующим образом: «Однажды, идя по Христианской улице Иерусалима, я встретил человека, облаченного в роскошные одежды восточного владыки. На боку у него висела изогнутая золотая сабля, которую носят только потомки пророка Мухаммеда. Однако этот человек был совершенно не похож на араба. У него были голубые глаза, а у арабов они всегда черные или карие».

Это любопытно, не правда ли? Вы хотите услышать, что было дальше. Кто этот человек? Почему он одевался как араб? Чем он занимался? Что с ним произошло?

Один мой слушатель начал свой доклад с вопроса: «Знаете ли вы, что в семнадцати странах современного мира существует рабство?» Такой вопрос не только возбудил любопытство, но и шокировал аудиторию. Рабство? В наши дни? В семнадцати странах? Невероятно! Что это за страны? Где они находятся?

Зачастую удается заинтересовать аудиторию, начав рассказ со следствия, чтобы слушатели почувствовали желание узнать причину. Так, например, один из моих слушателей начал свое выступление с такого ошеломляющего заявления: «Недавно член законодательного собрания одного из штатов потребовал принятия закона, запрещающего головастикам превращаться в лягушку на расстоянии ближе двух миль от школьных зданий».

Вы улыбаетесь. Лектор, видимо, шутит? Что за чушь? Неужели так и было? Да, и оратор объясняет, как это произошло.

Анна Фишер, ведущая рубрики в журнале «Fortune», посвященной поиску работы и карьере, пробудила у читателей интерес с помощью такого вопроса: «Не кажется ли вам, что ваши коллеги проявляют меньше энтузиазма, чем раньше?» Этими словами она обозначила тему своей статьи и вызвала любопытство: почему работники теряют энтузиазм?

Каждый человек, собирающийся выступать публично, должен изучить методы, которыми пользуются журналисты, чтобы немедленно пробудить у читателей интерес. От них вы узнаете значительно больше о том, как надо начинать выступление, чем если будете изучать подборки напечатанных речей.

Почему бы не начать с какой-нибудь истории?

Люди любят слушать истории. С древних времен рассказчики развлекали, обучали и просвещали слушателей, начиная от диких племен, собиравшихся по вечерам у костра, и заканчивая публикой в аудиториях и театрах. Трубадуры распевали баллады, читали стихи и легенды о героях, народах и обычаях, о войнах и приключениях. Нам нравится слушать различные истории. Для этого мы покупаем книги и журналы, ходим в театры и кино, слушаем радио и смотрим телевизор.

Особенно нам нравится, когда оратор рассказывает о своих личных впечатлениях. Рассел Конуэлл прочел свою лекцию «Акры алмазов» более шести тысяч раз перед громадными аудиториями. Чтобы услышать эту удивительную историю, многие приходили по нескольку раз.

Как же начиналась эта замечательная лекция?

«В 1870 году наш путь пролегал вниз по течению Тигра. В Багдаде мы наняли проводника, чтобы он показал нам Персеполь, Ниневию и Вавилон…»

И дальше следует захватывающая история, за которой слушатели следят с неслабеющим вниманием. Такое начало вас никогда не подведет. Оно вряд ли может оказаться неудачным, потому что ведет слушателей за собой. Мы хотим узнать, что было дальше.

А вот первые фразы еще двух историй:

1. «Резкий револьверный выстрел разорвал тишину».

2. «Когда мужчины и женщины работают вместе, то, как правило, не обходится без флирта, ухаживаний и даже свадеб. Какие проблемы возникают при этом для компании?»

Заметьте, что в этих предложениях есть действие. Они служат началом чего-то интересного, пробуждают ваше любопытство. Вам хочется читать дальше, узнать больше, выяснить, в чем же там дело.

Даже новичку, как правило, удается успешно справиться с началом выступления, если он использует этот прием для пробуждения интереса у слушателей.

Начинайте с конкретных примеров

Обычной аудитории непосильно трудно следить за абстрактными рассуждениями на протяжении длительного времени. Намного легче воспринимаются примеры, иллюстрирующие сказанное. Так почему бы не начать с одного из них? Ораторов трудно заставить сделать это. Я знаю. Я неоднократно пытался. Им кажется, что для начала необходимо сделать несколько заявлений общего характера. Ничего подобного. Начните с конкретного примера, пробудите интерес, а затем продолжайте свои общие замечания. Обратитесь к началу глав, где применяется этот метод.

А какой способ был использован в начале этой главы?

Используйте наглядность

Пожалуй, самый легкий в мире способ привлечь внимание – держать что-нибудь в руках так, чтобы люди могли это увидеть. Данный метод может быть эффективно использован даже перед самой искушенной аудиторией. Так, например, одна из моих слушательниц, миссис Эллис, начала свой доклад, подняв над головой купон и спросив: «Кто-нибудь из вас когда-нибудь получал такой купон по почте? В нем сказано, что его владелец может выиграть поездку на яхте с ужином и осмотром новых участков для строительства недвижимости на Гудзоне». Это сразу же привлекло к себе всеобщее внимание. Затем она начала рассказывать, как с помощью таких трюков агенты по торговле недвижимостью побуждают людей принимать участие в презентациях, где на них оказывается мощное давление.

Задайте вопрос

Во вступлении миссис Эллис есть еще одно достоинство. Ее речь началась с вопроса, который заставляет аудиторию думать вместе с выступающим, сотрудничать с ним. Вспомните, что статья о флирте на рабочих местах тоже начиналась с вопроса: «Какие проблемы возникают при этом для компании?» Использование вопроса – это самый простой и надежный способ заставить слушателей думать и повлиять на их сознание. Когда другие способы оказываются бесполезными, примените этот – он никогда не подведет.

Почему бы не начать с цитаты известного человека?

Высказывания знаменитых людей всегда привлекают внимание, поэтому соответствующая цитата замечательно подойдет для начала речи. Например, вот первые фразы выступления на тему веры в человека.

«Нельзя терять веру в людей. Человечество – это океан; если несколько капель в нем загрязнены, то сам океан не станет грязнее».

Такое вступление имеет ряд похвальных качеств. Первая фраза вызывает любопытство: «Почему мы должны верить в людей?» Высказывание принадлежит Махатме Ганди, и это пробуждает интерес. Мы хотим услышать больше. Если оратор сделает искусную паузу после произнесения имени Махатмы Ганди, в публике нарастет напряжение: «Как же он смог сохранить такую веру после всех невзгод, бедствий и страданий, которые выпали на долю индийского народа? Расскажите нам об этом побыстрее. Мы можем не согласиться с вами, но хотим узнать ваше мнение». Вторая фраза ведет нас напрямую к сути выступления. Конечно, в мире происходят ужасные вещи, но это всего лишь капли в огромном океане добра.

Свяжите тему выступления с интересами слушателей

Начните с какого-нибудь момента, который непосредственно касается интересов аудитории. Это один из самых лучших способов начать выступление. Он обязательно привлечет внимание. Мы крайне заинтересованы в таких вещах, которые непосредственно и сильно затрагивают нас.

Это всего лишь проявление здравого смысла, не правда ли? Однако такой способ используется очень редко. Например, я слышал, как один оратор сделал вступление к своему докладу о необходимости периодических медицинских осмотров. С чего он начал? С изложения истории медицинской организации, членом которой он являлся, принципов ее организации и перечня оказываемых услуг. Просто абсурд! У слушателей нет ни малейшего интереса к структуре каких-то там организаций. Однако они глубоко и постоянно заинтересованы в себе.

Почему бы не признать этот факт и не показать, насколько эта организация жизненно важна для слушателей? Почему бы не начать, к примеру, так: «Знаете ли вы, сколько, по расчетам министерства социального страхования, вам еще осталось жить? Они все подсчитали. Например, мужчина в возрасте тридцати лет может ожидать, что проживет еще сорок четыре года, а женщина того же возраста вправе рассчитывать еще на пятьдесят лет. Если мужчина преодолел шестидесятилетний рубеж, то он, вероятно, проживет еще восемнадцать лет, а женщина – двадцать три года.

Достаточно ли этого? Конечно же нет. Все мы жаждем прожить как можно дольше. Однако эти таблицы построены на основе статистики, учитывающей миллионы случаев. Можем ли мы с вами опровергнуть их? Да, если примем необходимые меры, и самым первым шагом должно быть тщательное медицинское обследование».

Если мы подробно объясним, зачем нужны регулярные медицинские осмотры, слушателя заинтересуют и организации, оказывающие данный вид услуг. Однако начинать с рассказа о такой организации будет катастрофической ошибкой.

Возьмем другой пример. Один из моих слушателей произносил речь о необходимости сохранения лесов. Он начал ее приблизительно так: «Мы, американцы, вправе гордиться своими национальными ресурсами…» И далее пошла речь о том, как мы попусту разбазариваем свои лесные богатства самым позорным и непростительным образом. Начало было неудачным, слишком общим, расплывчатым. Выступающий не продемонстрировал аудитории, насколько важна для нее эта тема. Среди слушателей был работник типографии. Его непосредственно касалась эта проблема. Была там и мать, на жизнь детей которой уничтожение лесов оказывало самое прямое воздействие. Лучше было бы начать выступление со слов: «Вопрос, который я хочу осветить, касается вашего бизнеса, мистер Эплби; в определенной степени он затрагивает и миссис Солит, так как ее интересуют цены на продовольствие и стоимость жилья. Он имеет отношение к благосостоянию и процветанию не только нас самих, но и будущих поколений».

Можно ли считать это преувеличением важности проблемы сохранения лесов? С моей точки зрения, нет. Это лишь следование общему правилу построения речей: «Представьте тему таким образом, чтобы она привлекла внимание слушателей».

Притягательная сила шокирующих фактов

Вы должны шокировать публику. Скажите им нечто такое, что поразит их. Чтобы достичь такого эффекта, вы должны привлечь внимание аудитории. Вот как один оратор начал свою речь на тему «Чудеса радио».

«Можете ли вы представить себе, что звук, который возникает при передвижении мухи по оконному стеклу в Нью-Йорке, может быть усилен, передан по радио и будет греметь в Центральной Африке подобно Ниагарскому водопаду?»

А вот как один мой слушатель начал свое выступление, посвященное проблемам преступности: «То, как исполняется наше уголовное законодательство, по словам главного судьи Верховного суда США, является позором для всей цивилизации».

В данном случае вступление имеет два преимущества, так как не только шокирует слушателей, но и цитирует человека, пользующегося авторитетом в области юриспруденции.

Еще один оратор, выступавший по той же теме, начал свою речь с такого заявления: «Американцы – самые ужасные преступники в мире. Как бы странно ни звучало подобное утверждение, это факт. В Кливленде, штат Огайо, совершается в шесть раз больше убийств и в сто семьдесят раз больше ограблений, чем во всем Лондоне. За год грабежам и покушениям на ограбление там подвергается больше людей, чем в Англии, Шотландии и Уэльсе, вместе взятых. Каждый год в Сент-Луисе убивают больше людей, чем во всей Англии и Уэльсе. В Нью-Йорке совершается больше убийств, чем во Франции, Германии, Италии или Великобритании. Горькая правда состоит в том, что преступники не несут наказания. Если вы совершаете убийство, то существует меньше одного шанса из ста, что вас когда-нибудь за это казнят. Будучи мирным жителем, вы имеете в десять раз больше шансов умереть от рака, чем быть повешенным, застрелив человека».

Такое начало можно считать успешным, потому что выступающий вложил в свои слова должную силу и серьезность. Эти слова живут, они дышат. Тем не менее мне доводилось слышать, как другие ораторы начинали свои выступления на эту же тему с аналогичных примеров, и все же их речи были посредственными. Почему? Слова, одни слова. Техника их построения была безукоризненной, но в них не было души. Манера выступления губила содержание.

Казалось бы, обычное житейское начало

Нравится ли вам такое вступление? Почему? Мэри Ричмонд выступала на ежегодном собрании Лиги женщин-избирательниц Нью-Йорка на тему «Браки несовершеннолетних в штате Нью-Йорк».

«Вчера, когда мой поезд проезжал через город неподалеку отсюда, я вспомнила о свадьбе, которая состоялась здесь несколько лет назад. Поскольку многие другие браки в этом штате бывают столь же скорыми и неудачными, я хочу начать с этого конкретного случая.

Дело было 12 декабря. Пятнадцатилетняя школьница из этого городка познакомилась с юношей из соседнего колледжа, который только что достиг совершеннолетия. Спустя три дня, 15 декабря, они раздобыли лицензию на брак, поклявшись, что девушке уже восемнадцать лет и ей нет необходимости спрашивать разрешения у родителей. Выйдя из муниципалитета с этой лицензией, они тут же обратились к священнику, но тот вполне справедливо отказался обвенчать их. Каким-то образом, возможно благодаря священнику, мать девочки узнала о готовящемся бракосочетании. Однако, прежде чем она успела разыскать дочь, эта пара уже успела заключить брак. Жених отвез невесту в отель, где они провели два дня и две ночи, а затем бросил ее и никогда больше к ней не возвращался».

Лично мне такое начало очень нравится. Уже самое первое предложение представляется мне удачным. Оно обещает интересные воспоминания. Нам хочется узнать детали. Мы готовимся выслушать историю чьей-то жизни. Кроме того, она кажется вполне обычной, не имеет привкуса академизма и формализма. «Вчера, когда мой поезд проезжал через город неподалеку отсюда, я вспомнила о свадьбе, которая состоялась здесь несколько лет назад». Звучит естественно, непринужденно, по-человечески. Похоже, что один человек рассказывает другому интересную историю. Публике это нравится. А вот слишком формальное, искусственное начало вряд ли привлекло бы такое внимание. Мы любим искусство, в котором нет ничего искусственного.

Резюме

1. Начало речи представляет для оратора некоторые трудности, но в то же время имеет чрезвычайную важность, так как в это время разум слушателей еще свеж, поэтому на них легко произвести впечатление. Здесь нельзя полагаться на случайность. Вступление должно быть тщательно подготовлено заранее.

2. Вступление должно быть коротким и состоять из одного-двух предложений. Зачастую можно вообще обойтись без него. Переходите сразу к сути проблемы, обходясь при этом минимумом слов. Никто не станет возражать против этого.

3. Новички склонны начинать свое выступление либо с попытки рассказать что-то смешное, либо с извинений. Ни то ни другое нельзя назвать хорошим началом. Лишь очень немногие люди могут удачно рассказать смешной анекдот. Такая попытка обычно приводит аудиторию в замешательство вместо того, чтобы развлечь ее. Рассказы должны быть к месту. Никому не нужна история ради самой истории. Юмор должен быть глазурью на пирожном, а не самим пирожным. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет и раздражает публику. Говорите именно то, что собирались сказать, сделайте это быстро и сядьте на место.

4. Оратор может сразу же завоевать внимание аудитории следующими способами:

а) возбудив любопытство слушателей («Рождественская песнь» Диккенса);

б) рассказав интересную историю (лекция «Акры алмазов»);

в) начав с конкретного примера (главы пятая и седьмая, начало);

г) использовав наглядность (купон, дающий право на поездку на яхте и ужин);

д) задав вопрос («Кто-нибудь из вас когда-нибудь получал такой купон по почте?»);

е) начав с удачной цитаты (рассуждения Махатмы Ганди о человечестве);

ж) показав, что тема выступления затрагивает интересы слушателей («Знаете ли вы, сколько, по расчетам министерства социального страхования, вам еще осталось жить?» и так далее);

з) начав с шокирующих фактов («Американцы – самые ужасные преступники в мире»).

5. Не делайте вступление слишком формальным. Не показывайте, что очень тщательно его готовили. Начинайте речь естественно и непринужденно. Это может быть ссылка на событие, которое произошло совсем недавно, или на то, о чем только что говорилось («Вчера, когда мой поезд проезжал через город неподалеку отсюда, я вспомнила…»).

Упражнения для голоса. Расслабление нижней челюсти

В упражнениях, приведенных в главах третьей и четвертой, мы указывали на необходимость расслабления горла. Но это в полной мере относится и к челюстям. Большинство из нас обычно держат челюсти плотно сжатыми. Что же происходит в результате? Звукам приходится протискиваться сквозь них, поэтому они становятся плоскими, жесткими и неприятными на слух. Выходящий из легких воздух превращается в звуки речи, в основном за счет движений губ и языка, причем последний играет главную роль. Напряженные и сжатые челюсти мешают производить красивые звуки и не дают свободно двигаться языку – а ведь мы особенно ценим скорость речи, которая зависит от гибкости и подвижности языка.

Попробуйте выполнить следующие упражнения на расслабление нижней челюсти.

1. Наклоните голову, чтобы подбородок коснулся груди. А теперь поднимите голову, оставив нижнюю челюсть на месте. Если вы хорошо расслабили мышцы, то она останется внизу.

2. Сядьте, опустив расслабленную челюсть, приоткрыв рот и глядя прямо перед собой с отсутствующим видом. Почувствуйте тяжесть нижней челюсти.

3. Приложите палец к щеке примерно на сантиметр спереди от уха, там, где нижняя челюсть крепится к черепу. Пошевелите челюстью, открывая и закрывая рот, как будто пережевываете пищу. Заметьте, как напрягаются мышцы. А теперь закройте рот и дайте челюсти свободно опуститься. Если вы правильно расслабили мышцы, то на этот раз не почувствуете никакого напряжения.

4. Что вы делаете, если хотите услышать разговор между людьми, находящимися далеко от вас? Вы непроизвольно делаете глубокий вдох, приоткрываете рот и внимательно вслушиваетесь, не правда ли? А теперь вообразите, что вдалеке услышали нечто очень заинтересовавшее вас. Ваши действия? Вы напряжетесь всем телом, глубоко вдохнете и ваше горло непроизвольно раскроется. А теперь произнесите: «О, вы слышали, что он сказал?» Чувствуете, как легко и свободно вы произносите звуки?

Помните, что единственный способ уверенно управлять движениями своей нижней челюсти состоит в том, чтобы уметь расслаблять ее. Практикуйтесь в этом, пока челюсть не станет вашим послушным слугой и не избавится от упрямства.

Повторение упражнений

1. Прочтите «Приветствие заре». Это прекрасный отрывок, переведенный с санскрита. Прочтите его вслух фальцетом, чтобы развить красоту голоса (глава седьмая).

«Вглядитесь в нынешний день, ибо это жизнь – настоящая и подлинная. В нем вся истина и суть бытия – радость роста, слава деяний, великолепие красоты. Вчерашний день – это сон, а завтрашний – всего лишь мечта. Но хорошо прожитый сегодняшний день сделает счастливыми сны вчерашнего и наполнит надеждой видения завтрашнего. Вглядитесь же в него. Приветствуйте зарю нового дня».

2. Теперь прочтите этот отрывок обычным голосом, обращая особое внимание на кончик языка и добиваясь выразительности звучания (глава шестая).

3. Сделайте глубокий вдох с помощью диафрагмы, расслабьте гортань и произнесите легко, без всяких усилий звук «а».

4. Обратитесь к упражнениям для голоса, помещенным в главе седьмой, и, используя эти рекомендации, выразительно прочтите какое-нибудь радостное стихотворение.