Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично

8. Публичные выступления и личность оратора

В жестах есть свое красноречие, так как глаза невежд более восприимчивы, чем уши.

Шекспир

Отсутствие жестов смотрится так же неестественно, как и их избыток. Странно, что такое мощное средство стало довольно редким, особенно если принять во внимание, что любой ребенок может продемонстрировать, как им правильно пользоваться, и что мы можем видеть примеры этого практически в каждом разговоре между соседями на улице.

Мэттьюс. «Ораторы и ораторское искусство» («Oratory and Orators»)

Порой интонация, глаза и облик оратора не менее красноречивы, чем его слова.

Ларошфукс

Выступая с речью, забудьте о жестах. Сосредоточьтесь на том, что и зачем вы хотите сказать. Вложите в выражение своих мыслей всю страсть и душу. Проявляйте энтузиазм, искренность и серьезность. Результатом станут соответствующие жесты. Внешняя сдержанность отпадет сама собой, когда потребность в выражении мыслей будет достаточно сильной. Тело ответит на это необходимой экспрессией. Во время всех своих выступлений думайте только о содержании. Не планируйте жесты заранее. Они должны определяться естественной потребностью.

Джордж Роуленд Коллинз. «Публичные выступления» («Platform Speaking»)

Утверждение, что язык может рассматриваться как препятствие для мысли, являясь, тем не менее, ее необходимым инструментом, можно четко подтвердить, если вспомнить, насколько ярче простые мысли могут быть выражены знаками. Куда выразительнее указать человеку на дверь, чем сказать: «Покиньте помещение». Приложенный к губам палец скажет намного больше, чем произнесенное шепотом слово: «Молчите». Иногда лучше поманить рукой человека, чем пригласить словесно. Никакие слова не выразят удивление так живо, как широко открытые глаза и поднятые брови. А пожимание плечами много потеряет в переводе на язык слов.

Герберт Спенсер

Знаете ли вы, что слушатели получают не менее шестидесяти пяти процентов информации благодаря языку тела? Эксперты утверждают, что язык тела может как усилить значение произнесенных слов, так и ослабить его. Выдающиеся ораторы, такие как, например, Рональд Рейган, в своих выступлениях уделяли особое внимание выражению лица, жестам и другим движениям тела.

Артур Пелл

Если не считать подготовки к выступлению, то личность оратора является самым важным фактором ораторского искусства. «Для оратора манера речи важнее, чем слова». Точнее говоря, манера плюс мысли. Но личность – это нечто неуловимое, не поддающееся анализу, как аромат фиалки. Это совокупность всех черт человека – физических, духовных и умственных. В ней сочетаются человеческие склонности, желания, темперамент, склад ума, энергия, опыт, обучение и все остальные жизненные аспекты. Она так же сложна и так же непонятна, как теория относительности Эйнштейна.

Склад личности во многом определяется наследственностью. Конечно, условия, в которых воспитывается человек, тоже имеют значение. Однако, как бы то ни было, изменить или исправить личностные особенности чрезвычайно трудно. И все же, если предпринять осознанные усилия, можно сделать личность более сильной и привлекательной. Возможности совершенствования у каждого из нас достаточно велики, поэтому стоит их обсудить и исследовать.

Если вы хотите добиться максимума от своей индивидуальности, то должны выступать перед слушателями отдохнувшим. Уставший человек не обладает ни магнетизмом, ни привлекательностью. Не допускайте распространенную ошибку, когда подготовка и планирование откладываются до последнего момента, а затем начинается аврал, чтобы наверстать упущенное время. Если вы так поступите, то в вашем организме обязательно отложится множество вредных веществ, мозг устанет, а это приведет к стрессу, медлительности, истощению физических и умственных сил.

Если есть возможность, обязательно расслабьтесь и отдохните за несколько часов до выступления. Вам нужен и физический, и умственный отдых.

Если вам предстоит важный доклад, не идите на поводу у своего чувства голода. Принимайте пищу осмотрительно. Многие ораторы, которым предстоит выступать после ужина, отказываются от него, ограничиваясь легкими закусками, или вообще ничего не едят до окончания выступления.

Я никогда не предполагал, что пища оказывает на выступление значительное влияние, пока сам не стал профессиональным оратором и не попытался каждый вечер читать двухчасовую лекцию после сытного ужина. Я понял, что невозможно сначала насладиться бифштексом с картофелем фри, овощным салатом и десертом, а спустя час выходить на трибуну, не зная, чему уделить больше внимания – теме выступления или перевариванию пищи. Кровь, которая была нужна моим мозгам, опускалась к желудку, борясь с бифштексом и картофелем. Падеревский совершенно справедливо замечал, что если вдоволь наесться перед концертом, то животное начало одерживало в нем верх, захватывая его вплоть до кончиков пальцев и делая игру скучной и невыразительной.

Почему один оратор выступает лучше, чем другой?

Не делайте ничего, что могло бы снизить уровень вашей энергии. Она обладает магнетическими свойствами. Жизненная сила, энергичность, энтузиазм – это самые важные качества, которые я первым делом пытался привить слушателям и преподавателям своих курсов. Людей буквально тянет к оратору, излучающему энергию.

Мне часто приходилось наблюдать подтверждение этому в лондонском Гайд-парке. Пятачок возле Мраморной арки служит местом встречи ораторов самых различных направлений и стилей. Во второй половине дня по воскресеньям здесь можно послушать вегетарианцев, пропагандирующих отказ от мяса, социалистов, проповедующих экономическую теорию Карла Маркса, фанатиков, возвещающих конец света, и тому подобное. Вокруг одного оратора стоят сотни слушателей, а возле другого – лишь кучка людей. Почему? Всегда ли тема выступления может служить достаточным объяснением различной популярности ораторов? Нет. Чаще всего это зависит от самого выступающего. Чем больше он заинтересован в теме своей речи, тем более интересным для слушателей становится сам. Такой человек говорит более энергично и эмоционально, он буквально излучает жизненную силу и воодушевление. А это всегда привлекает внимание.

Какое влияние оказывает одежда?

Однажды психолог и президент одного университета распространили среди большого числа людей анкету, где задавался вопрос о том, какое влияние оказывает на них одежда. Все единодушно ответили, что когда они безукоризненно выглядят и хорошо одеты, то сам этот факт оказывает на них хоть и труднообъяснимое, но вполне реальное воздействие. Они становятся более уверенными, их самоуважение повышается. Участники опроса заявили, что, когда они одеты как преуспевающие люди, им легче думать об успехе и добиваться его. Таково влияние одежды на тех, кто ее носит.

А какое впечатление она производит на аудиторию? Я неоднократно замечал, что если оратор не заботится о своем внешнем виде, то и аудитория относится к нему без должного уважения. Видимо, они предполагают, что его мысли столь же неряшливы, как прическа или одежда.

О чем всю жизнь сожалел Грант

Когда генерал Ли прибыл в здание суда в Аппоматоксе, чтобы объявить о капитуляции своей армии, он был одет в новый мундир, а на боку висела исключительно ценная шпага. Грант был без мундира и шпаги, в простой солдатской рубахе и брюках. В своих мемуарах он вспоминал: «Видимо, я являл собой весьма резкий контраст с этим прекрасно одетым и безукоризненно выглядящим человеком шести футов ростом». То обстоятельство, что Грант не оделся соответствующим образом для такого исторического случая, было для него предметом огорчения в течение всей жизни.

Министерство сельского хозяйства в Вашингтоне имеет экспериментальную пасеку с несколькими сотнями пчелиных ульев, в каждый из которых встроено большое увеличительное стекло. При нажатии на кнопку в улье загорается свет. В любое время дня и ночи пчелы могут стать объектом самого детального изучения. Так же и оратор. Он постоянно находится под увеличительным стеклом и прожекторами; на него устремлены все взгляды. Малейшая дисгармония в его внешнем виде бросается в глаза так же, как пик Пайка посреди равнины.

Мнение о нас складывается еще до того, как мы начинаем говорить

Несколько лет назад я писал для «American Magazine» историю жизни одного нью-йоркского банкира. Я попросил одного из его друзей объяснить причину успеха этого человека. Тот рассказал, что немалую роль здесь сыграла его обаятельная улыбка. На первый взгляд кажется, что это преувеличение, но я верю, что так оно и есть. Многие другие люди обладали, возможно, большими опытом и финансовой хваткой, чем он, но у него было одно преимущество, которым они не могли похвастаться. Он был очень приятным человеком, и одним из самых важных его достоинств была теплая, приветливая улыбка. Она сразу же располагала к себе собеседника и создавала атмосферу доверия. Нам всегда хочется, чтобы такой человек добился успеха, и помогать ему доставляет истинное удовольствие.

Китайская пословица гласит: «Человек, не умеющий улыбаться, не должен владеть магазином». Но разве улыбка на трибуне менее важна, чем за прилавком? Я вспоминаю об одной своей слушательнице, посещавшей курсы ораторского искусства в Бруклине. Когда она выходила к аудитории, то всегда было видно, что ей нравится выступать перед людьми. Она улыбалась и всем своим видом показывала, что ей приятно нас видеть. Поэтому все сердца собравшихся сразу же теплели в ответ.

Но мне приходилось видеть и ораторов, которые выходили на публику с холодным и небрежным видом, как будто им предстояло выполнить какое-то очень неприятное задание, после которого останется только благодарить Бога, что все уже закончилось. Вскоре и вся аудитория начинала испытывать такое же ощущение, потому что подобное настроение заразительно.

«Подобное порождает подобное, – замечает Гарри Оверстрит в своей книге «Мотивация человеческого поведения» («Influencing Human Behavior»). – Если вы проявляете заинтересованность в аудитории, то весьма вероятно, что и аудитория заинтересуется вами. Если вы смотрите на слушателей с хмурым видом, то есть все основания полагать, что они тоже будут хмуриться в ответ. Если вы будете вести себя робко или суетливо, то люди, вероятно, не будут чувствовать к вам доверия. Если вы нахальны и хвастливы, то и они в качестве самозащиты проявят собственный эгоизм. Мнение о вас складывается еще до того, как вы начали говорить. Поэтому есть все основания позаботиться о том, чтобы ваше поведение вызывало ответные теплые чувства».

Усадите слушателей покомпактнее

Мне часто приходилось выступать с публичными лекциями и днем перед небольшой аудиторией, и вечером в том же зале, набитом слушателями. Вечерняя публика от души смеялась над тем, что едва вызывало улыбку у дневной. Вечером аудитория бурно аплодировала в тех местах, где днем слушатели не проявляли совершенно никаких эмоций. Почему?

Дело в том, что, когда аудитория рассеяна по залу, ее очень нелегко расшевелить. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширное пространство и пустые места в зале.

Генри Уорд Бич ер говорил в своих йельских лекциях об искусстве проповеди: «Люди часто спрашивают: «Не кажется ли вам, что значительно интереснее выступать перед большой аудиторией, чем перед маленькой?» Нет. Я могу с одинаковым успехом говорить и перед двенадцатью людьми, и перед тысячей – но при одном условии. Эти двенадцать должны располагаться компактной группой – так, чтобы они могли коснуться друг друга. Ведь если собрать тысячу зрителей и усадить их так, что между ними будет расстояние в полтора метра, то это все равно что выступать перед пустым залом. Сгруппируйте слушателей, и вам понадобится вдвое меньше сил, чтобы завладеть их вниманием».

Люди в большой аудитории склонны терять свою индивидуальность. Они становятся частью толпы, и в этом случае на них легче воздействовать, чем на каждого по отдельности. Они будут смеяться и аплодировать в тех местах, которые оставили бы их равнодушными в небольшой группе, состоящей из полдюжины человек.

Толпы! Толпы! Толпы! Это очень любопытный феномен. Все великие народные движения и реформы проводились в жизнь только благодаря знанию психологии толпы. Если вы собираетесь выступать перед маленькой группой, выберите небольшое помещение. Лучше заставить все проходы стульями в небольшой комнате, чем рассаживать людей в громадном пустом зале.

Если ваши слушатели разбросаны по залу, попросите их пройти вперед и сесть поближе к вам. Сделайте это прежде, чем начнете говорить.

Поднимайтесь на сцену только в том случае, если аудитория действительно многочисленная и в этом есть необходимость. В противном же случае лучше находиться на одном уровне со слушателями. Встаньте рядом с ними. Отбросьте формальности. Установите тесный контакт. Превратите свое выступление в беседу. Некоторые ораторы во время выступления ходят по залу и останавливаются около отдельных групп слушателей, превращая их, таким образом, в главных действующих лиц.

Майор Понд разбивал окна

Следите за тем, чтобы воздух в зале был свежим. В процессе публичных выступлений кислород так же важен, как голосовой аппарат оратора. Все красноречие Цицерона, вся красота танцовщиц кордебалета из бродвейского мюзик-холла не смогут разбудить аудиторию, если в помещении душно. Поэтому, когда мне приходится держать речь в числе других ораторов, перед началом своего выступления я прошу слушателей выйти отдохнуть на пару минут, а тем временем проветриваю помещение.

В течение четырнадцати лет майор Джеймс Понд колесил по США и Канаде в качестве менеджера Генри Уорда Бич ера, когда этот знаменитый бруклинский проповедник был в зените своей ораторской славы. Понд всегда приходил в церковь или театральный зал, где должен был выступать Бичер, и придирчиво проверял освещение, кресла, температуру воздуха и вентиляцию. Понд был старым армейским служакой и любил пользоваться своей властью. Если в помещении было слишком жарко или душно, а окна открыть было невозможно, он швырял в них книги, вдребезги разбивая стекло. Понд был уверен, что «после Божьего благословения проповеднику больше всего необходим кислород».

Да будет свет!

Помещение для выступления должно быть хорошо освещено, если только вы не читаете лекцию по спиритизму. Легче приручить куропатку, чем вызвать у слушателей энтузиазм в помещении, где света не больше, чем внутри термоса.

Обычно ораторы не имеют ни малейшего представления об исключительной важности хорошего освещения. Пусть свет бьет вам прямо в лицо. Люди хотят видеть вас. Малейшее изменение выражения вашего лица является частью процесса самовыражения, причем очень важной. Если вы стоите прямо под источником света, ваше лицо может оказаться в тени. Если вы стоите перед источником света, то зрители вообще его не увидят. Поэтому не разумнее ли до начала выступления выбрать место, где вы будете выглядеть в самом выигрышном свете?

Уберите все лишнее

Не прячьтесь за стол или за трибуну. Люди хотят видеть вас полностью. Они даже вытягивают шеи, чтобы как следует разглядеть вас.

Какой-нибудь доброжелатель наверняка поставит для вас стол, на котором будет графин с водой и стакан. Но если у вас пересохло в горле, то щепотка соли или кусочек лимона вызовут у вас слюнотечение, сравнимое с Ниагарским водопадом.

Вам не нужны ни вода, ни графин. Не нужны вам и другие бесполезные предметы, которые только загромождают сцену.

Салоны различных автомобильных фирм на Бродвее очень красивы, хорошо обустроены и радуют глаз. Ювелирные и парфюмерные магазины в Париже оформлены роскошно и с большим вкусом. Почему? Потому, что это доходный бизнес. Человек испытывает больше уважения и доверия к фирме, которая располагается в таких фешенебельных помещениях.

По той же причине и оратор должен выступать в приятной обстановке. На мой взгляд, идеальным вариантом было бы полное отсутствие мебели. Ни позади, ни по бокам от выступающего не должно быть ничего, что могло бы отвлечь от него внимание слушателей. Лучше всего выступать на фоне занавеса из темно-синего бархата.

А что обычно мы видим позади лектора? Карты, графики и таблицы, а иногда и пыльные стулья, перевернутые и поставленные один на другой, – дешевая, неряшливая, беспорядочная обстановка. Уберите весь этот хлам.

«Самым важным в публичном выступлении, – говорил Генри Уорд Бичер, – является сам оратор».

Так пусть же он выделяется на общем фоне, как пики альпийских вершин на фоне голубого неба Швейцарии.

Никаких гостей на сцене

Однажды я был в Лондоне (провинция Онтарио), когда там выступал премьер-министр Канады. Посреди выступления уборщик, вооруженный длинным шестом, начал вдруг проветривать помещение, переходя от одного окна к другому. Что произошло в результате? Практически все слушатели в течение некоторого времени полностью игнорировали выступавшего и глазели на уборщика, как будто он творил чудеса.

Аудитория не может устоять перед искушением понаблюдать за движущимися объектами. Если вы усвоите эту истину, то сможете избежать ненужных неприятностей и раздражения.

Во-первых, не теребите свою одежду или украшения, не совершайте другие мелкие нервные движения, которые отвлекают слушателей от речи. Я помню, как весь зал в Нью-Йорке в течение получаса наблюдал за руками известного оратора, который во время выступления то поднимал, то опускал крышку кафедры.

Во-вторых, вы должны так усадить слушателей, чтобы они не видели входящих в зал с опозданием и не отвлекались на них.

В-третьих, на сцене не должно быть никого, кроме вас. Сидящие на сцене приглашенные, как правило, постоянно ерзают, кладут ногу на ногу, время от времени меняют их положение и так далее. Такие движения отвлекают аудиторию. Она все время переключает свое внимание с оратора на гостей.

Умение садиться – это тоже искусство

Считается, что оратор не должен сидеть лицом к публике до тех пор, пока его не представят. Но, к сожалению, это не всегда удается. Зачастую нам приходится сидеть на сцене перед залом, ожидая своей очереди.

Поэтому обращайте внимание на то, как вы садитесь. Вы ведь не из тех людей, кто оглядывается в поисках стула, напоминая английскую гончую, которая укладывается спать. Они озираются вокруг, а когда в конце концов обнаружат стул, то сгибаются в три погибели и плюхаются на него, как мешок с песком.

Чтобы правильно сесть, надо повернуться к стулу спиной, почувствовать его задней частью ног и, выпрямив тело от головы до поясницы, плавно опуститься на него.

Уравновешенность

Буквально несколько страниц назад мы рекомендовали не теребить одежду, поскольку это отвлекает внимание. Однако есть и еще одна причина. Такое поведение свидетельствует о вашей слабости и неумении контролировать себя. Каждое движение, которое ничего не добавляет к вашей речи, отвлекает от нее внимание.

Нейтральных движений не бывает. Никогда. Поэтому стойте спокойно и контролируйте себя физически. Это говорит о том, что вы можете контролировать свою психику и сохраняете уравновешенность.

Появившись перед слушателями, не торопитесь сразу же начать выступление. Такое поведение свойственно любителям. Сделайте глубокий вдох. Оглядите аудиторию и, если в ней слышен шум, помолчите до тех пор, пока все не успокоятся.

Расправьте грудь. Хотя зачем же ждать, пока вы окажетесь перед публикой? Вы ведь можете делать это ежедневно, даже находясь в одиночестве. Тогда вы непроизвольно будете поступать так и перед слушателями.

Лютер Гулик в своей книге «Эффективная жизнь» («The Efficient Life») рекомендует следующее упражнение, которое надо выполнять каждый день: «Сделайте максимально медленный и глубокий вдох. Одновременно прижмите заднюю часть шеи к воротничку и удерживайте ее в таком положении. Даже если такая осанка покажется вам неестественной, вреда от этого не будет. Это упражнение укрепляет ту часть спины, которая находится между плечами, и увеличивает объем грудной клетки».

А что делать с руками? Забудьте о них. В идеальном случае они должны свободно свисать по бокам. Ни один самый дотошный критик не сможет ничего возразить против такой позы. Кроме того, в этом случае ничто не будет вам мешать свободно и непринужденно жестикулировать ими, когда возникнет необходимость.

Предположим, однако, что вы очень волнуетесь и считаете, что, заложив руки за спину или засунув их в карманы, сможете избавиться от неловкости. Как быть в этом случае? Руководствуйтесь здравым смыслом. Очень многие популярные ораторы во время выступления порой суют руки в карманы. Если у вас есть что сказать людям и вы говорите это убежденно, то не так уж важно, что вы при этом делаете руками и ногами.

Если ваша голова полна идей, а сердце переполнено волнением, то второстепенные вещи как-нибудь уладятся. Ведь самым важным в публичных выступлениях является психологический аспект, а не положение рук или ног.

Абсурдные ужимки вместо жестов

Это вполне естественно подводит нас к проблеме жестов, о которой написано немало нелепиц. Первый урок в ораторском искусстве преподал мне президент одного колледжа на Среднем Западе. Насколько я помню, этот урок касался жестикуляции и был не просто бесполезным, но и, совершенно очевидно, вредным. Меня учили, что рука должна свободно висеть вдоль туловища ладонью назад, причем большой палец должен касаться ноги, а остальные – быть немного полусогнуты. Затем я должен был поднять руку, описав изящную кривую, и сделать классический жест кистью, поочередно разгибая пальцы, начиная с указательного и заканчивая мизинцем. Проделав это эстетичное декоративное движение, я должен был проделать рукой то же изящное и неестественное движение в обратную сторону и опустить ее к ноге. Все это выглядело крайне вычурно и странно. В этом жесте не было ничего разумного и искреннего. Меня учили поступать так, как никогда не поступает ни один здравомыслящий человек.

Не было даже попытки вложить в движения мою собственную индивидуальность, заставить меня почувствовать желание жестикулировать, сделать этот процесс более живым и естественным, побудить меня к раскованности и непринужденности, к тому, чтобы разбить скорлупу застенчивости, говорить и действовать как живой человек. Весь этот ужасный спектакль был таким же механическим, как пишущая машинка, безжизненным, как оставленное птичье гнездо, и нелепым, как представление марионеток.

Девять десятых всей писанины о жестах – это пустой перевод бумаги и чернил. Любой жест, позаимствованный из книги, будет выглядеть неловким и неестественным. Он должен исходить из вашего сердца, разума, из интереса к рассматриваемому предмету и желания продемонстрировать его так, как видится вам. Право на существование имеют только те жесты, которые возникли благодаря вашим собственным порывам. Грамм импровизации ценнее тонны заученных правил.

Жест нельзя надеть на себя, как пиджак. Это всего лишь внешнее выражение вашего внутреннего состояния, так же как поцелуи, приступы боли, смех или морская болезнь.

Ваши жесты, как и зубная щетка, должны быть сугубо личными. А поскольку все люди разные, то и их жесты должны быть индивидуальными – только в этом случае они будут выглядеть естественно.

Нельзя обучать двух разных людей жестикулировать в одной манере. В предыдущей главе я демонстрировал разницу между Линкольном и Дугласом, выступавшими в роли ораторов. Представьте себе, что долговязый и неуклюжий тугодум Линкольн вдруг начнет жестикулировать в той же манере, что и быстро говорящий, порывистый и утонченный Дуглас. Это было бы попросту смешно.

По словам Герндона, биографа и делового партнера Линкольна, он «жестикулировал не столько руками, сколько головой. Линкольн часто энергично раскачивал ею, стараясь подчеркнуть важность какого-либо заявления. Иногда это движение сопровождалось резким взмахом руки, как будто он метал электрические искры в горючий материал. Линкольн никогда не размахивал руками, словно разрывая пространство вокруг себя в клочья, как это делают некоторые ораторы. Он никогда не пытался добиться сценического эффекта. По ходу речи Линкольн становился более раскрепощенным и менее неловким в своих движениях, приобретая, пожалуй, даже некоторое изящество. Он обладал исключительной естественностью и сильной индивидуальностью, поэтому выглядел вполне достойно. Линкольн презирал блестящие эффекты, показуху, штампы и притворство. Вся значимость и выразительность сказанного подчеркивалась длинным костлявым пальцем правой руки, которым он как бы вколачивал идеи и мысли в головы слушателей. Иногда, чтобы выразить радость или удовольствие, Линкольн поднимал обе руки ладонями вверх под углом около пятидесяти градусов, как бы стремясь обнять образ, который ему понравился. Если он испытывал сильное отвращение к чему-то, например когда осуждал рабство, то вскидывал вверх сжатые кулаки и энергично молотил ими воздух в величественной ярости. Это был один из наиболее эффектных жестов Линкольна, означавших твердую решимость низвергнуть объект своей ненависти и втоптать его в пыль. Его поза во время выступления всегда была уверенной. Поставив ноги вместе, он никогда не выставлял одну вперед другой. Линкольн никогда ни на что не опирался и ни к чему не прикасался. Он почти не менял позу во время выступления. Он никогда не говорил напыщенно и не ходил вперед-назад по сцене. Чтобы расслабить руки, Линкольн частенько брался левой рукой за лацкан сюртука, выставив большой палец вверху, а правую руку оставлял свободной для жестов». Именно в этой позе вы можете видеть его на памятнике в Линкольн-парке в Чикаго.

Такова была манера Линкольна. Теодор Рузвельт был более энергичным, горячим, живым. Все его лицо озарялось чувством, он сжимал кулаки, и все тело становилось средством самовыражения. Брайан часто вытягивал вперед руку с открытой ладонью. Гладстон иногда стучал по столу, ударял себя кулаком по раскрытой ладони или громко топал ногой. Когда лорд Розбери выступал перед палатой лордов, он порой поднимал правую руку и с размаху опускал ее. Но сила оратора всегда заключалась в его мыслях и убеждениях. Именно это делало жесты естественными и выразительными.

Великие ораторы используют множество жестов, но, как правило, не осознают этого, как не замечают воздуха, которым дышат. Это идеальный случай. Вы тоже перестанете замечать свои жесты, если будете практиковаться и пользоваться принципами, изложенными в этой книге. Я не могу предложить вам какие-либо правила жестикуляции, поскольку все зависит от вашего темперамента, подготовки, энтузиазма, индивидуальности, обсуждаемого предмета, аудитории и сложившихся обстоятельств.

Советы, которые могут оказаться полезными

И все же некоторые рекомендации могут принести определенную пользу. Не повторяйте один и тот же жест несколько раз подряд, чтобы избежать монотонности. Не делайте порывистых и резких движений локтями. На сцене лучше смотрятся движения плеч. Не завершайте жест слишком быстро. Если вы поднимаете указательный палец, чтобы подчеркнуть какую-то мысль, то не бойтесь сохранить этот жест до конца фразы. Данное правило часто не соблюдается, что является весьма распространенной и серьезной ошибкой, поскольку в этом случае вы смещаете акценты и мелочи приобретают значимость, а важные по сравнению с ними вещи кажутся тривиальными.

Выступая перед реальной аудиторией, делайте только такие жесты, которые рождаются как бы сами собой. Но практикуясь перед коллегами по курсам, друзьями или родственниками, заставляйте себя жестикулировать. Заставьте себя – и вскоре, как я уже указывал в главе пятой, жесты станут рождаться непроизвольно и естественно.

Закройте книгу. Нельзя научиться жестам по правилам. В ходе выступления доверяйте своим собственным побуждениям. Они ценнее любых рекомендаций, которые могут дать вам преподаватели.

Сняв на видеопленку свою репетицию, а затем внимательно просмотрев ее, вы сразу сможете заметить неудачные жесты. Откорректируйте их и используйте во время очередного выступления. Вы можете также показать эту запись другу или более опытному оратору, который тоже даст вам полезные советы.

Если даже вы забудете все, что мы говорили о жестах и манере выступления, помните одно: если человек настолько жаждет рассказать о чем-то окружающим, что забывает себя и действует спонтанно, то и жесты, и манера выступления, даже не заученные заранее, скорее всего, будут безукоризненными.

Резюме

1. Личность человека играет в достижении успеха более значимую роль, чем глубокие знания. Однако личность – это нечто неуловимое и загадочное, поэтому дать какие-то рекомендации по ее развитию практически невозможно. Тем не менее некоторые советы, помещенные в данной главе, помогут вам совершенствовать свое мастерство оратора.

2. Не выступайте, если испытываете усталость. Отдохните, восстановите силы, зарядитесь энергией.

3. Ешьте перед выступлением умеренно. Осмотрительно относитесь к приему пищи.

4. Не делайте ничего, что может снизить уровень вашей энергии. Ведь она обладает магнетическими свойствами. Людей буквально тянет к оратору, излучающему энергию.

5. Одевайтесь изящно и опрятно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает ваше самоуважение и укрепляет уверенность в себе.

6. Улыбайтесь. Выходите к слушателям, всем своим видом показывая, что рады их видеть. «Если вы проявляете заинтересованность в аудитории, то весьма вероятно, что и аудитория заинтересуется вами. Мнение о вас складывается еще до того, как вы начали говорить. Поэтому есть все основания позаботиться о том, чтобы ваше поведение вызывало ответные теплые чувства».

7. Усадите слушателей покомпактнее. Трудно влиять на группу людей, сидящих далеко друг от друга. Сидя в тесной группе, человек будет смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызывало бы у него вопросы или возражения, если бы он был в одиночестве или среди людей, разбросанных по большому залу.

8. Если вы обращаетесь к небольшой группе людей, соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении. Спуститесь вниз и встаньте на одном уровне с ними. Отбросьте формальности. Установите тесный контакт. Превратите свое выступление в беседу.

9. Позаботьтесь о свежем воздухе.

10. Помещение для выступлений должно быть хорошо освещено. Встаньте так, чтобы слушатели могли ясно видеть ваше лицо.

11. Не прячьтесь за мебелью. Сдвиньте столы и стулья в сторону. Уберите все ненужные предметы и хлам со сцены.

12. Если на сцене сидят приглашенные гости, они наверняка будут время от времени шевелиться, менять позу, а даже малейшее движение отвлекает внимание слушателей. Человек не может противиться соблазну наблюдать за любым движущимся предметом. Поэтому не создавайте себе лишние трудности и конкуренцию.

13. Не плюхайтесь на стул. Почувствовав его задней частью ног, выпрямите корпус и плавно опуститесь.

14. Стойте спокойно. Не делайте нервных движений. Они свидетельствуют о вашей слабости. Каждое движение, которое не добавляет силы вашему выступлению, убавляет ее.

15. Руки должны свободно свисать вдоль тела. Это идеальная поза. Однако если вы будете чувствовать себя увереннее, сложив их за спиной или даже засунув в карманы, – ничего страшного. Если ваши голова и сердце переполнены тем, что вы собираетесь сообщить слушателям, то второстепенные детали как-нибудь уладятся.

16. Не пытайтесь почерпнуть свои жесты из книг. Они должны порождаться вашими внутренними побуждениями. Дайте себе волю. Необходимыми атрибутами жеста являются спонтанность, живость и энергичность, а не заученное изящество и слепое следование правилам.

17. Не повторяйте один и тот же жест несколько раз подряд, чтобы избежать монотонности. Не делайте резких движений локтями. Не завершайте жест слишком поспешно, удерживайте его до кульминационного момента фразы.

Упражнения для голоса. Обзор

1. Это упражнение знаменитые итальянские певцы рекомендуют своим ученикам проделывать ежедневно. Оно является основой правильной техники дыхания. Расслабьте нижнюю челюсть. Ваша гортань должна находиться в состоянии, аналогичном тому, когда вы начинаете зевать. Часто и интенсивно дышите, на выдохе выталкивая воздух короткими толчками. Постепенно учащайте дыхание, пока по звуку оно не станет похожим на дыхание собаки после быстрого бега. Эти звуки образовываются при соприкосновении выдыхаемого воздуха с твердым нёбом. Они не должны образовываться в суженном и напряженном горле. Чем порождается такое дыхание? Диафрагмой. Она действует как мембрана насоса, быстро выталкивая воздух мелкими порциями. Приложите руку к животу прямо под грудиной и почувствуйте ее движение.

2. Расслабьтесь. Ваша гортань должна находиться в состоянии, аналогичном тому, когда вы начинаете зевать. Сделайте глубокий вдох, наполните свои легкие, чтобы они раздвинули нижние ребра по бокам и надавили на свод диафрагмы. А теперь с помощью диафрагмы контролируйте выдох. Поднесите ко рту зажженную свечу. Посмотрите, удастся ли вам выдохнуть так медленно и ровно, чтобы пламя свечи не дрожало. Практикуйтесь до тех пор, пока вам не удастся растянуть выдох на тридцать – сорок секунд и при этом не повлиять на горение свечи. Однако если вы будете напрягать горло, то это упражнение принесет только вред. Выдох должен контролироваться диафрагмой. Никогда не забывайте об этом. Выполните данное упражнение три-четыре раза. А теперь задуйте свечу резким выдохом, вызванным сильным сокращением диафрагмы. 3. В конце позвольте напомнить бессмертный совет Гамлета, обращенный к актерам. Он прекрасно применим и к тем, кто изучает ораторское искусство. Прочтите эти строки вслух, используя все, что вы уже успели узнать о диафрагмальном дыхании и его контроле. Ваша гортань должна находиться в состоянии, аналогичном тому, когда вы начинаете зевать. Наполните легкие. Старайтесь произносить слова, используя кончик языка. Попытайтесь сделать это – и вы почувствуете, насколько улучшилось качество вашего произношения, как округло и ясно звучат слова.

«Говорите, пожалуйста, роль, как я показывал: легко и без запинки. Если же вы собираетесь ее горланить, как большинство из вас, лучше было бы отдать ее публичному выкликале. Кроме того, не пилите воздуха вот этак руками, но всем пользуйтесь в меру. Даже в потоке, буре и, скажем, урагане страсти учитесь сдержанности, которая придает всему стройность. Как не возмущаться, когда здоровенный детина в саженном парике рвет перед вами страсть в куски и клочья, к восторгу стоячих мест, где ни о чем, кроме немых пантомим и простого шума, не желают слышать. Я бы отдал высечь такого молодчика за одну мысль переиродить Ирода. Это уж какое-то сверхсатанинство. Избегайте этого.

Однако и без лишней скованности, но во всем слушайтесь внутреннего голоса. Двигайтесь в согласии с диалогом, говорите, следуя движеньям, с тою только оговоркой, чтобы это не выходило из границ естественности. Каждое нарушенье меры отступает от назначенья театра, цель которого во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное – низости, и каждому возрасту истории – его неприкрашенный облик. Если тут перестараться или недоусердствовать, непосвященные будут смеяться, но знаток опечалится, а суд последнего, с вашего позволенья, должен для вас перевешивать целый театр, полный первых. Мне попадались актеры, и среди них прославленные, и даже до небес, которые, не во гнев им будь сказано, голосом и манерами не были похожи ни на крещеных, ни на нехристей, ни на кого бы то ни было на свете. Они так двигались и завывали, что брало удивление, какой же это поденщик природы смастерил людей, и притом так неважно, до того чудовищным изображали они человечество»1 .


1 В. Шекспир. Гамлет. Перевод Б. Пастернака.