Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично

5. Как сохранить внимание аудитории

Человек, полный энтузиазма, всегда оказывает магнетическое воздействие на тех, с кем входит в контакт.

Аддингтон Брюс

Будьте по-настоящему увлеченным человеком. Энтузиазм порождает энтузиазм.

Рассел Конуэлл

Я люблю людей, в которых бурлит энтузиазм. Лучше быть гейзером, чем мутной лужей.

Джон Шедд. Президент компании «Marshal Field»

Положительные качества порождают уверенность, уверенность порождает энтузиазм, а энтузиазм завоевывает мир.

Уолтер Кэттингем президент компании «Theuvin Williams»

Энтузиазм – отец наших поступков. Ничто великое в мире не совершается без него.

Ральф Уолдо Эмерсон

Будьте выше мелких забот, благороднее злобы, сильнее страха. Не допускайте и тени беспокойства. Думайте о себе хорошо и демонстрируйте это миру – не громкими словами, а великими делами.

Кредо оптимиста

Ваши достижения – это усвоенные вами знания, которые вы максимально реализовали на практике. Люди отмечают ваш успех, и это приятно, но ничто не сравнится с внутренним удовлетворением. Всегда стремитесь к достижениям и забудьте об успехе.

Хелен Хейз

Как-то раз нам с Шерманом Роджерсом довелось выступать на одном и том же собрании в Торговой палате Сент-Луиса. Я произносил речь первым, и если бы у меня были уважительные причины, то сразу после этого покинул бы собрание, потому что Роджерс собирался рассказывать о лесном хозяйстве и я заранее настроился на то, что придется изрядно поскучать. Однако в тот день меня ждал приятный сюрприз. Роджерс произнес один из лучших докладов, которые мне только приходилось слышать.

Кто же такой Шерман Роджерс? Обычный лесник, который большую часть своей жизни проводит на работе, а именно – в лесу. Он не знает, да и не хочет знать основных принципов публичных выступлений, так основательно изложенных в умных книгах по ораторскому искусству. В его речи не было внешнего лоска, но в ней присутствовала энергия. В ней не было изящества, зато был огонь. Он делал грамматические ошибки и допускал обороты, которых не сыщешь ни в одном словаре, но речь убивают не ошибки, а отсутствие содержания.

Его речь представляла собой слиток, добытый не из книг, а из собственной жизни, в которой ему довелось быть и простым рабочим, и начальником лесничества. Она затрагивала каждого слушателя, потому что слова шли из самого сердца. Аудитория была просто заворожена.

В чем же секрет его успеха? «Любые великие деяния в анналах истории – это триумф энтузиазма», – утверждал Эмерсон.

Это магическое слово происходит от греческих «en» и «theos», что буквально означает «Бог во мне». Энтузиаст говорит так, будто в нем Бог.

В свое время я обращал больше внимания на правила построения публичных выступлений, но со временем стал все больше склоняться к их духу.

«Красноречивым, – говорит Уильям Дженнингс Брайан, – можно назвать человека, который знает, что говорит, и делает это искренне… Знание само по себе имеет небольшое значение, если оратор не принимает всерьез собственную речь. Убеждают слова, идущие от сердца к сердцу, а не от головы к голове. Оратору трудно обмануть чувства аудитории. Более двух тысяч лет назад один из древнеримских поэтов выразил эту мысль так: «Если хочешь, чтобы на глазах других показались слезы, сам покажи страдание»».

«Если я хочу что-то хорошо сочинить, написать или произнести, – говорил Мартин Лютер, – мне надо разозлиться. Тогда кровь в моих жилах бурлит, а ум обостряется».

Возможно, нам с вами не следует злиться, но мы должны проявлять энтузиазм, искренность и серьезно относиться к своим словам.

Важно помнить, что каждый раз, выступая перед аудиторией, вы должны влиять на ее настроение, держать в своих руках. Если вы будете вялым, такой будет и аудитория. Если вы проявляете сдержанность, то аналогично будут реагировать и слушатели. Если вы несерьезно относитесь к своим словам, того же ждите и от аудитории. Однако если вы говорите серьезно, с чувством, огоньком и энтузиазмом, то и слушатели подхватят это настроение.

Наши мысли и действия диктуются эмоциями, которые фактически руководят всем миром. Оратор, который пытается быть слишком серьезным или остроумным, вполне может потерпеть фиаско. Но если он обращается к аудитории с суждениями, действительно представляющими для нее интерес, то его ждет успех. Независимо от того, выступает оратор с обсуждением личных проблем или вопросов, имеющих национальное значение, он должен быть убежден, что данная тема представляет интерес для аудитории, в противном случае его речь не затронет сердца и души слушателей. Неважно, в какие слова облечь свои суждения, главное – чтобы они были поданы искренне и эмоционально.

Если выступающий говорит горячо, серьезно и эмоционально, то сила его воздействия на аудиторию многократно возрастает. Он может допустить в своей речи пятьсот ошибок, но будет иметь успех. Говорят, что великий пианист Артур Рубинштейн частенько «промахивался» мимо нот, но на это никто не обращал внимания, поскольку никто другой не мог так донести поэзию Шопена до душ людей, которые видели в заходе солнца только большой красный диск, опускающийся за край горизонта.

Сохранились сведения о том, что могущественный афинский правитель Перикл до начала своих выступлений молил богов, чтобы ни одно бесполезное слово не сорвалось с его уст. Всю свою душу этот деятель вкладывал в свои речи, и они всегда находили отклик в сердцах сограждан.

Известная американская писательница Уилла Катер говорила: «Секрет каждого артиста (а ведь каждый оратор должен быть артистом) заключается в его страсти. Подобно героизму, ее нельзя подделать, заменив дешевым материалом».

Страсть, чувство, дух, эмоциональная искренность. Стройте свою речь на их основе, и ваши слушатели простят вам мелкие погрешности, а скорее всего, попросту не заметят их. История подтверждает это. Линкольн говорил неприятным высоким голосом. Демосфен заикался. Многие известные и знаменитые ораторы не отличались сильным голосом, запинались и глотали слова. Но они относились к своим выступлениям со всей серьезностью, за это им прощали мелкие недостатки.

Говорите о том, о чем нельзя промолчать

Главное свойство хорошего выступления заключается в том, что оратору есть о чем сказать.

Это было продемонстрировано несколько лет назад во время конкурса на лучшую речь, проводившегося в Колумбийском университете. Полдесятка студентов старших курсов, пройдя основательную подготовку, стремились достойно проявить себя. Проблема заключалась только в том, что их основной целью была всего-навсего награда за победу в конкурсе. Выбор тем диктовался исключительно стремлением выигрышно продемонстрировать свои ораторские качества. У них отсутствовал глубокий личный интерес к тем аргументам, которыми они сопровождали свою речь. Таким образом, все выступления были всего лишь упражнениями в риторике. Исключением стал один зулусский принц. В качестве темы он выбрал «Вклад Африки в развитие современной цивилизации». В каждое произносимое слово принц вкладывал свою душу. Его речь не была простым упражнением. Она заражала слушателей, убеждала их и вселяла энтузиазм. Принц выступал как представитель своего народа, своего континента. Ему было что сказать слушателям, и он делал это с подкупающей искренностью. Хотя по уровню подготовки принц не слишком выделялся среди своих соперников, медаль была вручена именно ему. Судьи отметили, что его выступление было проникнуто подлинным чувством. По сравнению с его речью все остальные представляли собой лишь образцы красноречия.

Именно такую ошибку допускают многие ораторы. В их мотивации отсутствуют убежденность, желание, стимул.

«Все это прекрасно, – скажете вы, – но как выработать в себе эту серьезность, дух и энтузиазм, о которых вы так высоко отзываетесь?» Одно можно сказать с уверенностью: этого не удастся добиться при поверхностном подходе. Любой непредвзятый слушатель сразу сможет распознать, говорите вы от души или нет. Поэтому избавьтесь от инертности. Подключите к своей работе душу. Копайте глубже. Ищите в себе скрытые ресурсы. Соберите факты и таящиеся за ними причины. Сосредоточьтесь. Основательно поразмыслите над ними. Из предыдущих глав вы уже поняли, в какой степени успех выступления зависит от тщательной подготовки. Однако готовить речь надо не только головой, но и сердцем. Приведу пример.

Как-то раз мне пришлось готовить группу из нью-йоркского отделения Американского банковского института к выступлениям в ходе кампании за экономию и бережливость. Речи одной из слушательниц явно недоставало убедительности. Она говорила только потому, что нужно было что-то сказать. Первым делом следовало подготовить ее ум и сердце. Я попросил ее размышлять над материалами доклада до тех пор, пока она не почувствует внутреннего энтузиазма. Я посоветовал вспомнить, что более восьмидесяти пяти процентов населения ничего не оставляют родственникам по завещанию после своей смерти, что лишь небольшая часть имеет сколько-нибудь существенные сбережения. Слушательница постоянно должна была помнить, что просит людей не о непосильном одолжении, и повторять себе: «Я хочу, чтобы у этих людей были мясо, хлеб и одежда, чтобы они прожили спокойную старость и могли защитить свои семьи». Она должна была осознать, что выполняет социальную задачу огромной важности.

Слушательница тщательно обдумала все факты, запечатлела их в своем сознании и осознала их важность. В ней проснулись интерес и энтузиазм, и женщина стала с уважением относиться к собственной миссии. Когда она вышла к публике со своим докладом, ее слова захватили внимание всех слушателей.

Секрет триумфа

«Я хочу жить!» – воскликнул как-то один молодой человек, обращаясь к Вольтеру, на что философ ответил: «Не вижу в этом необходимости».

Именно так в большинстве случаев относится публика к вашим словам – она не видит в них необходимости. Но если вы хотите добиться успеха, то прежде всего сами должны чувствовать эту необходимость – если, разумеется, она вообще есть. Тема выступления должна захватить вас; она должна стать для вас самым важным в мире.

Известный проповедник-евангелист Дуайт Муди был настолько взволнован в ходе подготовки проповеди на тему Божьего благословения, настолько озабочен поисками истины, что, выйдя из дому, обратился к первому попавшемуся на пути прохожему с вопросом: «А знаете ли вы, что такое Божья милость?» Разве удивительно, что человек, обуреваемый такими эмоциональными страстями, обладал магическим влиянием на аудиторию?

Некоторое время назад, когда я проводил курсы в Париже, один из слушателей вечер за вечером выступал с совершенно бесцветными докладами. Он был неглуп, но не умел объединить воедино имеющуюся у него информацию. Ему не хватало души. Он произносил свои речи так, словно все они не имели для него ни малейшего значения. Поэтому и аудитория относилась к нему прохладно. То и дело останавливая его, я пытался вдохнуть в него энергию, разбудить его, но все время чувствовал, что это все равно что добывать горячий пар из холодного радиатора. В конце концов мне удалось убедить этого слушателя в неправильности его метода подготовки. Я порекомендовал ему наладить связь между головой и сердцем, между разумом и душой. Я попросил его не только предоставлять факты, но и рассказывать о своем отношении к ним.

На следующее занятие он появился с довольно стоящими идеями. Наконец-то что-то взяло его за живое. Он выступил с докладом, который понравился ему самому, и в награду получил бурные аплодисменты. Это был ошеломляющий триумф. У него появилась серьезность, прочувствованная сердцем. Это самая основная часть подготовки. Как вы узнали из главы второй, подготовка выступления не сводится только к механическому перенесению слов на бумагу или к простому запоминанию фраз. Точно так же нельзя назвать подготовкой и извлечение чужих цитат из каких-то книг или газетных статей. Нет и еще раз нет! Настоящая подготовка – это глубокое погружение в собственное сознание, сердце и жизненный опыт, это рождающиеся в результате выводы, которые являются вашими и только вашими! Ищите их. Они у вас есть – можете не сомневаться. Их столько, что вы и представить себе не можете. Знаете ли вы вообще, на что способны? Сомневаюсь. Уильям Джеймс утверждает, что большинство людей используют свой разум от силы на десять процентов. Это даже хуже, чем восьмицилиндровый мотор, в котором работает только один цилиндр! Самое главное в ораторском искусстве – это не холодные фразы, а дух и ваши убеждения, следующие из фактов. Всегда помните, что самое главное в вашем выступлении – это вы сами. В подтверждение приведу замечательные и мудрые слова Эмерсона: «Пользуйтесь любым языком, каким захотите, но вам никогда не удастся сказать ничего кроме того, что вы собой представляете». Это, пожалуй, самая глубокая мысль, которую мне приходилось слышать об искусстве самовыражения. Я повторю ее: «Пользуйтесь любым языком, каким захотите, но вам никогда не удастся сказать ничего кроме того, что вы собой представляете».

Речь Линкольна, которая помогла выиграть процесс

Линкольн никогда не слышал слов Эмерсона, но в одном можно быть уверенным: он был прекрасно знаком с упомянутой истиной. Однажды в его офис пришла вдова участника революции, пожилая женщина, согнувшаяся под бременем прожитых лет, и рассказала о чиновнике, который, назначая ей пенсию, взял с нее непомерную плату за услуги в размере двухсот долларов, то есть половину причитающейся ей суммы пенсии. Линкольн пришел в негодование и немедленно взялся за это дело.

Как он готовился к нему? Он прочел биографию Вашингтона и материалы по истории революции, накапливая в себе чувства, эмоции и энтузиазм. Выступая с речью в суде, Линкольн напомнил о временах угнетения, которые побудили людей подняться и вступить в борьбу за свободу. Он нарисовал перед присутствующими картину невероятных тягот, которые пришлось вынести патриотам в долине Вэлли-Фордж, когда голодные и босые они кровоточащими ногами шли по снегу и льду. Затем Линкольн обратил свой гнев на мошенника, который обобрал вдову одного из этих героев, лишив ее половины пенсии. Его глаза горели, когда он изливал свое негодование на этого чиновника.

«Проходит время, – сказал он в заключение, – и герои революции уходят от нас. Солдат нашел свой вечный покой, но вместо него, уважаемые господа присяжные, к нам пришла за справедливостью его вдова, согбенная временем, ослепшая и немощная. Не всегда она была такой. Когда-то это была цветущая молодая женщина, жившая в горах Виргинии. У нее была упругая походка, красивое лицо и звонкий голос. Но сейчас она бедна и беззащитна. Здесь, в прериях Иллинойса, в сотнях миль от тех мест, где прошла ее молодость, она взывает к нам, пользующимся всеми привилегиями, добытыми для нас патриотами революции. Она ищет у нас понимания и защиты. У меня только один вопрос: поможем ли мы ей?»

Когда он закончил свою речь, у некоторых присяжных на глазах были слезы. Иск пожилой женщины был удовлетворен полностью. Линкольн взял на себя все ее расходы, оплатил проживание в отеле и обратную дорогу, а также отказался от оплаты своих адвокатских услуг. Спустя несколько дней компаньон Линкольна нашел в его кабинете небольшой клочок бумаги, на котором был записан план его речи. Он прочел его и расхохотался: «Никаких сделок. Непрофессиональные услуги, немыслимая цена. Ответчик лишил истицу денег. Революция. Описать лишения в Вэлли-Фордж. Муж истицы. Солдат уходит. Снять шкуру с ответчика. Заключение».

Я думаю, вы поняли, что для возникновения нужных эмоций надо готовиться к выступлению до тех пор, пока у вас не появится настоятельная потребность что-то сказать людям.

Примите серьезный вид

Как уже говорилось в главе первой, Уильям Джеймс подметил, что «действие идет рука об руку с чувством, и, управляя действиями, которые находятся под непосредственным контролем воли, вы можете косвенно управлять и чувствами, которые находятся вне этого контроля».

Поэтому для того, чтобы люди ощущали вашу серьезность и энтузиазм, встав, ведите себя серьезно, но с энтузиазмом. Не облокачивайтесь о стол, не раскачивайтесь вперед-назад. Стойте прямо и спокойно, не расхаживайте перед слушателями. Не переминайтесь с ноги на ногу, как усталая лошадь. Короче говоря, не совершайте нервных движений, свидетельствующих о том, что вы не властны над собственным телом. Контролируйте себя физически. Вы должны выглядеть уверенно и спокойно. Выходите к публике, как сильный борец выходит на ринг. Сделайте глубокий вдох. Смотрите прямо на слушателей – так, словно хотите сообщить им нечто важное. Смотрите на них с достоинством и смелостью учителя, стоящего перед учениками. Ведь вы и есть учитель, а публика собралась, чтобы послушать вас и что-то почерпнуть из ваших слов. Поэтому говорите уверенно и энергично. «Возвысь… голос твой… – говорит пророк Исайя, – возвысь, не бойся» (Книга Пророка Исайи, 40:9. – Прим. ред.).

Используйте выразительные жесты. Пусть вас не смущает, что они недостаточно красивы и изящны. Думайте только о том, чтобы они выглядели естественно и были энергичными. Вы делаете их не для того, чтобы что-то сообщить слушателям, а для себя. И они поистине творят чудеса. Даже если вы выступаете по радио, жестикулируйте. Конечно, слушатели не увидят этого, но движения придадут живость и энергичность вашему голосу и всему образу.

Очень часто мне приходилось останавливать безжизненного оратора посреди выступления и учить его использовать выразительные жесты, даже если он не чувствовал в них необходимости. Сама по себе физическая активность в конце концов пробуждала оратора и стимулировала его. Жесты его становились естественными, лицо светлело, отражая больше серьезности, больше чувств. Чтобы ощущать свою серьезность, надо вести себя серьезно. «Нет совести – прикиньтесь, будто есть»1 , – советует Шекспир.

Помимо всего прочего, открывайте рот как следует и говорите громче. Обычно новичка-оратора узнать легко: на расстоянии десяти метров его уже не слышно.

Обращаясь к небольшой группе слушателей, например к приходскому комитету в церкви или к группе коллег, вы, скорее всего, не будете пользоваться микрофоном и усилительной аппаратурой. Но ведь и в маленькой аудитории важно, чтобы вас слышали ясно и отчетливо. Поэтому говорите чуть громче обычного. Мы можем легко читать даже мелкий шрифт, если он расположен в тридцати сантиметрах от глаз, но для того, чтобы увидеть текст через всю комнату, понадобится шрифт газетного заголовка.

Если аудитория больше, вам, возможно, понадобится микрофон. К сожалению, многие люди не знают, как им пользоваться. Они стоят либо слишком близко к нему, либо слишком далеко. Прежде чем начать говорить, поднимите или опустите микрофон, чтобы он находился на уровне вашего рта. Это особенно важно, если предыдущий оратор был намного ниже или выше вас. Лучше всего, если вы будете находиться на расстоянии пятнадцати – тридцати сантиметров от микрофона. Говорите обычным голосом. Кричать в микрофон не надо.

Иногда бывает необходимо отойти от микрофона, чтобы продемонстрировать какую-нибудь таблицу или что-то написать на доске. Старайтесь при этом сначала изложить свою мысль в микрофон и лишь затем отходите к доске. Помните, что хотя вы сами слышите себя хорошо, но слушателям в дальнем конце и даже в середине зала вас не слышно, даже если вы отошли от микрофона всего на шаг.

Если вы знаете, что во время выступления вам придется много двигаться, воспользуйтесь переносным микрофоном. Вы все видели, как певцы во время выступления ходят по сцене, держа микрофон у рта. Так же поступают и многие ораторы. Это позволяет донести их голос до аудитории, но одновременно закрывает лицо и может отвлекать слушателей. Поэтому вместо того, чтобы держать микрофон в руках, лучше воспользоваться портативным радиомикрофоном, который крепится к одежде. Так вы сможете свободно передвигаться по аудитории и быть услышанным.

Что делать, когда публика засыпает

Однажды сельский священник спросил Генри Уорда Бичера, как удержать внимание разомлевшей аудитории в жаркий воскресный день, и тот посоветовал ему взять помощника, который будет стоять поблизости с острой указкой и время от времени колоть ею выступающего.

Мне нравится этот совет. Это великолепное выражение житейской мудрости. Такой метод даст оратору больше, чем девяносто процентов ученых томов, написанных на тему искусства риторики.

Один из самых надежных способов раскрепостить оратора – это как следует растормошить его перед началом выступления. Это вселит энергию и дух в его речь. Актеры знают, как важно «встряхнуться» перед выходом на сцену. Гудини, например, прыгал за сценой, неистово молотя по воздуху кулаками, словно сражаясь с воображаемым противником. Другие актеры сознательно взвинчивают себя без всякого видимого повода, устраивая, например, скандал с рабочим сцены из-за того, что тот слишком громко дышит. За счет этого они ощущают прилив сил и энергии. Мне приходилось видеть актеров, которые стояли за кулисами, ожидая своего выхода, и при этом ожесточенно били себя кулаками по груди. Я специально перед выступлением посылал слушателей своих курсов в соседнюю комнату, чтобы они поколотили себя. Из-за этого у них повышалось давление, и они выходили на публику с одухотворенными лицами и горящими глазами. Часто на своих занятиях я советую слушателям перед тем, как начать выступление, вслух повторять алфавит, сопровождая это занятие энергичными, даже агрессивными жестами и максимально раздраженным и сердитым голосом. Разве может быть что-то красивее чистокровного скакуна, в бешенстве закусившего удила?

Однако незадолго до выступления необходимо хорошенько отдохнуть. Лучше всего несколько часов поспать, а затем принять холодный душ и как следует растереться полотенцем. Еще лучше поплавать.

Джери Пелл, выступающая по всей стране с лекциями по менеджменту, часто прилетает в город всего за час до выступления. В самолет она берет с собой маску на лицо и беруши, чтобы спокойно выспаться во время полета.

Лучшие ораторы – это, как правило, очень жизнерадостные и энергичные люди, обладающие внутренней взрывной силой. Они напоминают катапульту, перед мощью которой никто не в силах устоять.

Пустые слова

Каждое слово, которое вы произносите, должно быть наполнено энергией и позитивным смыслом. Однако не следует слишком увлекаться «позитивизмом». Только полный невежда положительно относится ко всему на свете. И лишь абсолютно неуверенный в себе человек предваряет каждое свое высказывание словами «мне кажется», «возможно», «по моему мнению». Я помню, как один турист описывал свою поездку на автомобиле по Коннектикуту: «Слева там было что-то похожее на поле лука». Неправда. Не бывает «чего-то похожего на поле лука». Либо это был лук, либо не лук. И не надо обладать сверхъестественными способностями, чтобы отличить одно от другого. Однако этот пример демонстрирует, до какого абсурда могут дойти некоторые ораторы.

Теодор Рузвельт сравнивал такие выражения ораторов с повадками ласки, которая выпивает содержимое куриного яйца, оставляя только пустую скорлупу. Они выхолащивают всю суть вашего выступления.

Оговорки и извиняющийся тон лишают речь уверенности и убедительности. Представьте, что ведущие фирмы вдруг стали использовать в своих рекламных кампаниях такие выражения: «Создается впечатление, что вы, возможно, захотите купить компьютер «Dell»» или «По-видимому, наша мука вам понравится. Почему бы вам не купить ее?».

Пропагандисты уже доказали, что, если беспрестанно повторять одно и то же, люди в это поверят независимо от того, правду вы говорите или нет. Нацистские главари так часто повторяли, что немцы – высшая раса, что в это поверили не только сами немцы.

Однако, как уже было сказано, не следует грешить позитивизмом в любой ситуации. Бывают времена, темы и публика, где излишний оптимизм скорее повредит, чем поможет. В целом можно сказать, что чем более образованная аудитория, тем меньший успех будут иметь навязчивые позитивные утверждения оратора. Мыслящие люди предпочитают, чтобы их вели, а не подталкивали. Они хотят сами оценивать предлагаемые факты и делать собственные выводы. Образованные люди любят, когда им задают вопросы, а не навязывают чьи-то готовые решения.

Любите свою публику

Несколько лет назад мне было поручено подготовить группу ораторов, которым предстояло выступать с лекциями в Англии. После длительных и мучительных попыток троих из них пришлось отстранить от работы, а одного даже отправить за три тысячи миль назад, в Америку. Их основная проблема состояла в том, что они не были искренне заинтересованы в служении своей аудитории. Их заботили не слушатели, а толщина собственного кошелька. И все это чувствовали. Они демонстрировали прохладное отношение к публике, которая отвечала им тем же. Я в свое время специально изучал ораторскую деятельность Линкольна. Он был, без сомнения, самым популярным человеком за всю историю Америки и автором самых лучших речей, в своем роде гением. И я склонен считать, что та власть, которую он имел над аудиторией, объяснялась главным образом его симпатией к слушателям, искренностью и добротой. Он любил людей. «Сердце его столь же велико», – говорила его жена. Оперная примадонна Шуман-Хайнк говорила: «Секрет моего успеха в абсолютной преданности публике. Я люблю своих слушателей. Все они мои друзья. Выходя на сцену, я сразу же ощущаю свою связь с ними». Этим и объясняется ее триумфальный успех во всем мире. Давайте воспитывать в себе такие же чувства.

Знайте свою публику

Даже самый опытный оратор может потерпеть фиаско, если слушатели не поймут, что он хотел им сказать. Независимо от того, знакомы ли вам люди, которые сидят в зале, старайтесь найти слова, которые были бы понятны всем. Если люди, к которым вы обращаетесь, имеют инженерную подготовку, можете использовать техническую терминологию. Но если вы обращаетесь с той же речью к незнакомым с техникой людям, то оставьте специальную терминологию в стороне и «переведите» ее на простой язык, понятный каждому.

Резюме

1. Каждый раз, выступая перед аудиторией, вы должны влиять на ее настроение. Если вы будете вялым, так же отреагируют и ваши слушатели. Если вы не всерьез относитесь к своим словам, тем же ответит и аудитория. Если же вы говорите с энтузиазмом, то и слушателей заразите своим настроением. Запомните: энтузиазм – один из самых важных факторов ораторского искусства.

2. Оратор, который пытается быть слишком серьезным или, наоборот, остроумным, вполне может потерпеть провал. Но если он обращается к аудитории с суждениями, представляющими подлинный интерес, то его ждет успех. Если выступающий сам глубоко убежден, что тема представляет интерес для аудитории, она обязательно затронет сердца слушателей.

3. Несмотря на исключительную важность убедительности и энтузиазма, именно этих качеств не хватает большинству людей.

4. Суть истинно хорошего выступления состоит в том, что оратору действительно есть что сказать.

5. Основательно продумайте все факты и убедитесь в их важности и значимости, прежде чем пытаться убедить других.

6. Наладьте связь между своей головой и сердцем, между разумом и душой. Важно не только сообщать слушателям факты, но и демонстрировать свое отношение к информации.

7. «Пользуйтесь любым языком, каким захотите, но вам никогда не удастся сказать ничего кроме того, что вы собой представляете». Главное в выступлении – не слова, а дух личности, которая их произносит.

8. Чтобы люди ощущали вашу серьезность и энтузиазм, именно так и ведите себя – серьезно и с энтузиазмом. Стойте уверенно и спокойно. Смотрите прямо на слушателей. Используйте выразительные жесты.

9. Говорите громче. Многих выступающих не слышно уже на расстоянии десяти метров. Учитесь пользоваться микрофоном; это одно из самых важных средств при выступлении перед большой аудиторией.

10. Когда один сельский священник спросил Генри Уорда Бичера, что делать, если слушатели в жаркий летний день засыпают, тот посоветовал ему взять помощника, который будет стоять поблизости с острой указкой и время от времени колоть ею выступающего. Это один из лучших советов, касающихся ораторского искусства.

11. Не отягощайте свою речь пустыми словами типа «мне кажется», «на мой взгляд».

12. Любите свою публику.

13. Подбирайте слова в зависимости от уровня образования аудитории.

Упражнения для голоса. Контроль дыхания

«Если бы мне сейчас пришлось давать уроки молодой девушке, – заявила в одном из интервью известная певица Юлия Клауссен, – я просто попросила бы ее сделать глубокий вдох и отметила бы, насколько расширяется грудь в районе диафрагмы. Затем я предложила бы ей произнести как можно больше слов на одном выдохе, не выталкивая судорожно воздух. Весь секрет в том, чтобы добиться звучания за счет как можно меньшего количества воздуха и минимального напряжения гортани. Для меня самый трудный гласный звук – это «а». Гортань при этом максимально открывается, поэтому поток воздуха контролировать сложнее всего. Поэтому я обычно начинаю урок с последовательности «у – о – а – э – и»».

Большое спасибо, мадам Клауссен. Хоть мы и не молодые девушки и не собираемся петь, но охотно примем ваш совет и используем его для улучшения голоса.

Во-первых, как она и советует, надо глубоко вдохнуть, ощущая, как ваши легкие расширяются, словно надутый воздушный шарик. Почувствуйте, как они раздвигают нижнюю часть грудной клетки, как давят на выпуклый свод диафрагмы.

Теперь сделайте так, чтобы ваша гортань находилась в состоянии, аналогичном тому, когда вы начинаете зевать, и пойте звук «а». Тяните его до тех пор, пока хватит запасов воздуха. Чем лучше вы контролируете дыхание, тем дольше сможете петь. Обычно после глубокого вдоха воздух выдыхают быстро, словно из проколотого воздушного шарика. Почему? Потому, что легкие эластичны. Если их растянуть, они стремятся сократиться. Подвижные ребра раздвинуты легкими и также стремятся вернуться в исходное положение, выдавливая воздух из легких. Диафрагма, если ее не контролировать, тоже хочет обрести прежнюю выпуклую форму и вытолкнуть воздух из легких.

Однако вы не должны позволять ему выходить так быстро. В этом случае голос будет сопровождаться лишними шумами и хрипами. Он не будет чистым и приятным на слух. В нем не будет силы. Что же делать? Карузо говорил: «Невозможно профессионально петь, не овладев умением контролировать дыхание». То же самое можно сказать и о голосе оратора.

Так каким же образом можно научиться контролировать свой выдох? Естественная реакция – напряжение гортани. Но хуже этого ничего не придумаешь. По совету Юлии Клауссен, гортань должна быть совершенно свободной и открытой.

Горло не имеет никакого отношения к выдыхаемому воздуху. Ведь оно не давит на растянутые легкие. Поэтому весь контроль должен быть направлен на диафрагму и ребра. Следите за ними. Добейтесь, чтобы во время пения звука «а» давление, оказываемое легкими на ребра, было как можно более мягким и легким. Попробуйте еще раз и снова отметьте, как долго сможете ровно и без колебаний петь этот звук.

А теперь попробуем другое упражнение, рекомендованное Юлией Клауссен: «у – о – а – э – и».


1 В. Шекспир. Гамлет. Перевод Б. Пастернака