Зашумели над затоном тростники…

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.


Погадала красна девица в семик1.

Расплела волна венок из повилик.


Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.


На березке пообъедена кора, —

Выживают мыши девушку с двора.


Бьются кони, грозно машут головой, —

Ой, не любит черны косы домовой.


Запах ладана от рощи ели льют.

Звонки ветры панихидную поют.


Ходит девушка по бережку грустна,

Ткет ей саван нежнопенная волна.

Сергей Есенин
1914


1 Семик — седьмой четверг после пасхи, то есть последний четверг перед церковным праздником троицы. Вот как описывается этот праздник и гадания, бытовавшие в Рязанской губернии: «В семик есть обычай наряжать березку. Срубленную молодую березку около шести часов пополудни приносят на выгон или на улицу; к ней собираются бабы, девки в лучших нарядах, хотя бы это было после трудной дневной работы, и молодые парни. Бабы и девки изукрашивают березку бумажными и шелковыми платками и лентами, если они водятся, навязывая все это по веткам; потом с песнями и с наряженной березкой идут в ближайшую рощу, где есть много березняку. Тут, на луговинке, водружают березку, и потом, рассыпавшись по березняку, ломают ветви, плетут венки и надевают их на головы… Все, участвовавшие в завивании венков, идут к реке или к пруду, снимают с себя венки, кладут их на воду близ берега и, сквозь венок почерпнув воды, умываются. Потом, взяв опять венок, бросают его далеко на воду: ежели венок потонет — то бросивший его умрет в том же году, а не потонет — то будет жив. Этот самый обычай совершенно в том же виде повторяется и в троицын день; разница существует только в названии: в семик завивают венки, а в троицын день развивают».