Правда и мифы об учетной политике

Многие организации относятся к разработке учетной политике формально, толком не изучив последствия применения тех или иных элементов. Другие дублируют в учетной политике чуть не все нормы законодательства, по принципу "каши маслом не испортишь", что тоже вряд ли полезно. В статье мы проанализируем самые популярные заблуждения по поводу составления учетной политики и подскажем правильные решения.

Начнем с аксиомы: учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей ее деятельности, налогового планирования, ценовой политики.

А теперь перейдем к анализу "мифов и легенд".

Миф N 1: учетную политику надо менять каждый год

Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.

Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 г. следует утвердить до 31 декабря 2016 г. включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.

Но еще раз повторим - достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.

Миф N 2: в учетной политике обязательно дублировать все нормы законодательства

Еще одно распространенное заблуждение. Зачем писать в учетной политике то, что прямо предусмотрено законом? Правильно, это лишнее.

В учетной политике пишут те правила, когда возможен выбор способа учета той или иной операции. Например, как амортизировать основные средства или метод учета расходов на товары. В учетной политике для целей налогообложения можно прописать, будет ли фирма использовать резервы и амортизационную премию. Ну и про раздельный учет НДС, если у компании есть облагаемые и не облагаемые налогом операции.

Возможные варианты того, как формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета, приведены в таблице.

Элементы учетной политики Допустимые варианты и основание
Учет основных средств
Проведение переоценки ОС

- не проводят;

- проводят регулярно (п. 15 ПБУ 6/01)

Порядок проведения переоценки ОС

- индексация (в настоящее время индексы для переоценки не публикуют, можно разработать их самостоятельно);

- прямой пересчет (п. 43 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Срок полезного использования объектов ОС

- определяют по Классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1;

- определяют самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01)

Способ начисления амортизации ОС

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- списания пропорционально объему продукции или работ (п. 18 ПБУ 6/01)

Способ списания ОС стоимостью не более 40 000 руб.

- через амортизацию;

- единовременно по мере отпуска в производство или передачи в эксплуатацию (п. 5 ПБУ 6/01)

Лимит отнесения к группе ОС, стоимость которых списывается на затраты единовременно

- 40 000 руб.;

- другой лимит, не превышающий 40 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01)

Способ учета объектов недвижимости, документы по которым переданы на госрегистрацию

- на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы";

- на отдельном субсчете, открытом к счету 01 "Основные средства" (п. 52 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Порядок учета затрат на достройку, дооборудование, модернизацию и реконструкцию ОС

- относят на увеличение первоначальной стоимости ОС;

- учитывают как отдельный объект ОС (п. 42 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Способ учета арендованных ОС

- по инвентарному номеру, присвоенному арендатором;

- по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем (п. 14 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)

Способ учета ОС, полученных в безвозмездное пользование

- на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", предусмотренным Планом счетов;

- на самостоятельно открытом новом забалансовом счете (например, на счете 012 "Имущество, полученное в безвозмездное пользование")

Учет нематериальных активов (НМА)
Способ начисления амортизации НМА

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- списания стоимости пропорционально объему продукции или работ (п. 28 ПБУ 14/2007)

Коэффициент, используемый при расчете амортизации способом уменьшаемого остатка не выше 3 (пп. "б" п. 29 ПБУ 14/2007)
Критерии существенности, применяемые для расчета срока полезного использования устанавливается самостоятельно (п. 27 ПБУ 14/2007)
Критерии существенного изменения экономических выгод от использования НМА (для принятия решения об изменении способа начисления амортизации) устанавливают самостоятельно (п. 30 ПБУ 14/2007)
Проведение переоценки НМА

- не проводят;

- проводят регулярно (п. п. 17, 18 ПБУ 14/2007)

Проверка на обесценение НМА по МСФО

- проводят;

- не проводят (п. 22 ПБУ 14/2007)

Учет материально-производственных запасов (МПЗ)
Выбор единицы учета МПЗ

- номенклатурный номер;

- партия;

- однородная группа и т.п. (п. 3 ПБУ 5/01)

Оценка поступающих МПЗ

- по фактической себестоимости;

- по учетным ценам (п. п. 62 и 80 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение учетной цены МПЗ

- по договорным ценам;

- по фактической себестоимости (по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года));

- по планово-расчетным ценам;

- по средней цене группы (п. 80 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Способ отражения в учете поступления МПЗ

- только на счетах 10 "Материалы", 41 "Товары";

- на счетах 10, 41 с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (ПБУ 5/01, Инструкция к Плану счетов (счета 10, 41, 15, 16))

Метод списания отклонений между фактической и учетной ценой материалов

- усредненный (отклонения списывают пропорционально стоимости отпущенных в производство или проданных материалов);

- упрощенный. При использовании упрощенного метода возможны варианты:

  • отклонения в текущем месяце полностью списываются на себестоимость (вариант можно применять, если отклонения составляют не более 10% учетной стоимости материалов);
  • отклонения в текущем месяце списываются пропорционально удельному весу отклонений, сложившемуся на начало текущего месяца;
  • отклонения в текущем месяце распределяются по нормативу, закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях;
  • отклонения в текущем месяце списываются на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов (вариант можно применять, если отклонения не превышают 5% учетной стоимости материалов).
Так предусмотрено п. п. 87 и 88 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Метод оценки материалов, списываемых в производство

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01)

Порядок применения метода "по себестоимости каждой единицы" при списании (отпуске) материалов

- в себестоимость включают все расходы, связанные с приобретением материалов;

- в себестоимость включат только договорную стоимость материалов (п. 74 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Порядок применения методов "по средней себестоимости", ФИФО при списании (отпуске) материалов

- взвешенная оценка МПЗ (в конце каждого месяца);

- скользящая оценка МПЗ (по мере отпуска материалов).

Так предусмотрено п. 78 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Способ оценки возвратных отходов

- по цене возможного использования (по сниженной цене исходного материального ресурса);

- по цене продажи (по рыночной стоимости).

Об этом сказано в п. 111 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Оценка поступающей тары

- по фактической себестоимости;

- по учетным ценам (п. п. 166 и 182 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение учетной цены тары

- по договорным ценам;

- по фактической себестоимости материалов (по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года));

- по планово-расчетным ценам;

- по средней цене группы (п. 166 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Оценка приобретаемых товаров для организаций розничной торговли

- по покупным ценам;

- по продажным ценам с использованием счета 42 "Торговая наценка" (п. 13 ПБУ 5/01)

Метод оценки реализованных товаров

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- ФИФО (п. 16 ПБУ 5/01)

Порядок применения метода "по себестоимости каждой единицы" при списании товаров

- в себестоимость включают все расходы, связанные с приобретением товара;

- в себестоимость включают только договорную стоимость товара (п. 74 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Порядок применения методов "по средней себестоимости", ФИФО при списании товаров

- взвешенная оценка (в конце каждого месяца);

- скользящая оценка (по мере реализации товаров).

Так предусмотрено п. 78 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Порядок списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

- метод прямого включения (ТЗР включают в фактическую стоимость каждой единицы приобретенного материала);

- усредненный метод (сначала все затраты учитывают на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы" или 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", а затем распределяют между видами приобретенных ценностей);

- упрощенный. При использовании упрощенного метода возможны варианты:

  • ТЗР в текущем месяце полностью списывают на себестоимость (вариант можно применять, если ТЗР составляют не более 10% учетной стоимости материалов);
  • ТЗР в текущем месяце списывают пропорционально удельному весу ТЗР, сложившемуся на начало текущего месяца;
  • ТЗР в текущем месяце распределяют по нормативу, закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях;
  • ТЗР в текущем месяце списывают на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов (вариант можно применять, если ТЗР не превышают 5% учетной стоимости материалов).

Об этом сказано в п. п. 83 и 88 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам

- на счете 10 "Материалы";

- на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы", открытом к счету 10;

- на счетах (субсчетах к счетам) 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (п. 83 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Учет транспортно-заготовительных расходов по товарам

- учитывают в составе фактических затрат на приобретение (счет 41 "Товары");

- учитывают на счете 44 "Расходы на продажу" (п. п. 5 и 13 ПБУ 5/01)

Оценка готовой продукции

- по фактической себестоимости;

- по учетным ценам (п. п. 203 - 204 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение учетной цены готовой продукции

- по фактической производственной себестоимости;

- по нормативной себестоимости;

- по договорным ценам;

- по другим видам цен (п. 204 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Определение нормативной цены готовой продукции

- по себестоимости с учетом затрат, связанных с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и т.д.;

- по прямым статьям затрат (п. 203 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Порядок учета отклонений между фактической себестоимостью и учетной ценой продукции

- на счете 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";

- на отдельном субсчете "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости", открытом к счету 43 "Готовая продукция" без использования счета 40 (п. 206 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н)

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
Дата определения курсовой разницы

- на дату совершения операции, а также на отчетную дату;

- на дату совершения операции, а также на отчетную дату и по мере изменения курсов иностранных валют (п. 7 ПБУ 3/2006)

Учет договоров строительного подряда
Учет работ длительного производственного цикла

- на счете 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам";

- на отдельном субсчете, открытом к счету 20 "Основное производство" без применения счета 46 (Инструкция к Плану счетов (счет 46))

Признание доходов по договору

- если финансовый результат на отчетную дату достоверно определен, признают способом "по мере готовности" (т.е. в стоимости работ, выполненных за отчетный период, независимо от того, должны быть они оплачены до полного завершения работ или нет);

- если финансовый результат на отчетную дату достоверно не определен, признают в сумме понесенных расходов, которые в этом отчетном периоде могут быть возмещены (п. 17 ПБУ 2/2008)

Способ признания выручки по договору и расходов по договору способом "по мере готовности"

- по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;

- по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (п. 20 ПБУ 2/2008)

Создание резерва на покрытие предвиденных расходов

- создают;

- не создают (абз. 2 п. 12 ПБУ 2/2008)

Учет финансовых вложений
Единица учета финансовых вложений

- серия;

- партия;

- однородная совокупность финансовых вложений (п. 5 ПБУ 19/02)

Признание расходов, связанных с приобретением ценных бумаг

- включают в первоначальную стоимость финансовых вложений;

- включают в состав прочих расходов в случае их несущественного отклонения от цены, уплаченной продавцу (п. п. 8 и 11 ПБУ 19/02)

Проведение переоценки финансовых вложений, обращающихся на рынке ценных бумаг

переоценку проводят по состоянию на конец каждого:

  • - месяца;
  • - квартала

(п. 20 ПБУ 19/02)

Порядок списания разницы (дисконта) между первоначальной и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг, не обращающихся на рынке ценных бумаг

- списывают в момент погашения (выбытия) ценной бумаги;

- списывают на финансовый результат равномерно в течение срока обращения ценной бумаги (п. п. 22, 25 и 34 ПБУ 19/02, п. п. 6 и 12 ПБУ 9/99)

Расчет дисконтированной стоимости по долговым ценным бумагам и займам

- производят;

- не производят (п. 23 ПБУ 19/02)

Метод оценки финансовых вложений, не обращающихся на рынке ценных бумаг, при их выбытии

- по первоначальной стоимости единицы финансовых вложений;

- по средней первоначальной стоимости;

- ФИФО (п. 26 ПБУ 19/02)

Применение метода "по средней первоначальной стоимости" при выбытии финансовых вложений

- среднюю первоначальную стоимость рассчитывают ежемесячно;

- среднюю первоначальную стоимость рассчитывают по мере выбытия финансовых вложений (скользящий метод).

Так предусмотрено п. 2 Приложения к ПБУ 19/02

Применение метода ФИФО при выбытии финансовых вложений

- среднюю первоначальную стоимость рассчитывают ежемесячно;

- среднюю первоначальную стоимость рассчитывают по мере выбытия финансовых вложений (скользящий метод).

Это предусмотрено п. 3 Приложения к ПБУ 19/02

Учет расходов по займам и кредитам
Способ начисления и распределения процентов по векселям, выданным в обеспечение кредиторской задолженности

- проценты отражают в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, в которых они начислены;

- проценты отражают равномерно в течение срока выплаты полученных денежных средств (п. 15 ПБУ 15/2008)

Способ начисления и распределения дисконта по облигациям

- дисконт отражают в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором он начислен;

- дисконт отражают равномерно в течение срока действия договора займа (п. 16 ПБУ 15/2008)

Порядок учета дополнительных затрат по займам и кредитам

- в стоимости инвестиционного актива или в составе прочих расходов равномерно;

- в стоимости инвестиционного актива или в составе прочих расходов исходя из условий договора займа либо кредитного договора (п. 8 ПБУ 15/2008)

Доходы и расходы организации
Порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления (более 12 месяцев)

- постепенно по мере выполнения работ, услуг, производства изделий (если можно определить степень готовности);

- по окончании работ, услуг, производства изделий в целом (п. 13 ПБУ 9/99)

Оценка незавершенного производства

- по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

- по фактической производственной себестоимости;

- по прямым статьям затрат;

- по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов (п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета)

Порядок признания коммерческих (счет 44) и управленческих расходов (счет 26)

- полностью списывают в дебет счета 90 "Продажи" в конце каждого отчетного периода;

- распределяют между реализованной продукцией и остатками незавершенного производства (п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция к Плану счетов (счета 26, 44, 90))

Создание фондов и резервов
Создание резервного фонда в ООО

- создают;

- не создают (ст. 30 Закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ)

Создание резерва сомнительных долгов - создают в случае признания дебиторской задолженности сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета)
Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

- создают;

- не создают (такое право есть у фирм, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета).

Так предусмотрено п. п. 3, 5, 8 ПБУ 8/2010

Учет расчетов по налогу на прибыль
Применение ПБУ 18/02 на малых предприятиях

- применяют;

- не применяют (п. 2 ПБУ 18/02)

Применение ПБУ 18/02 в некоммерческих организациях

- применяют;

- не применяют (п. 2 ПБУ 18/02)

Величина текущего налога на прибыль

- определяют на основе данных, сформированных в бухучете в соответствии с п. п. 20 и 21 ПБУ 18/02;

- определяют на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02)

Изменение оценочных значений
Изменение оценочных значений, непосредственно не влияющих на величину капитала, включается в доходы или расходы

- если это изменение влияет на показатели отчетности только одного периода в том отчетном периоде, в котором оно произошло;

- если это изменение влияет на показатели отчетности и будущих периодов в том отчетном периоде, в котором оно произошло, и в будущих периодах (п. 4 ПБУ 21/2008)

Изменение оценочных значений, непосредственно влияющих на величину капитала - корректировкой соответствующих статей капитала в период, в котором произошло изменение (п. 5 ПБУ 21/2008)
Бухгалтерская отчетность
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в коммерческих организациях

- в рублях и копейках;

- в рублях с отнесением возникающих суммовых разниц на финансовые результаты (п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета)

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций в некоммерческих организациях

- в рублях и копейках;

- в рублях с отнесением возникающих суммовых разниц в увеличение доходов (уменьшение расходов)(п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Критерии существенности для отражения показателей в бухгалтерской отчетности устанавливают самостоятельно (п. 11 ПБУ 4/99)
Перечень форм бухгалтерской отчетности типовые формы, рекомендованные Минфином России (п. п. 1, 2 Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н)
Детализация показателей по статьям отчетов устанавливают самостоятельно (п. 3 Приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н)
Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках определяют самостоятельно (с учетом Приложения 3 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н)
Первичные документы
Формы первичных учетных документов

- применяют унифицированные формы (при наличии);

- применяют самостоятельно разработанные организацией формы (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ)

Миф N 3: изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве необходимо указать в учетной политике

Еще один миф. Точнее, полуправда. Изменения в законодательстве происходят регулярно, и обычно они вступают в силу с начала года. Часто это поправки, касающиеся специфических операций, например РЕПО. Но если компания не занимается ценными бумагами и не планирует этого делать, зачем эту информацию писать в учетной политике?

А вот более общераспространенные поправки имеет смысл прописать. Например, с 1 января 2017 г. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 будет изложено в новой редакции. Теперь в нем нет фразы, что Классификацию основных средств можно применять для целей бухучета. Раньше все делали просто - смотришь объект по Классификации, назначаешь линейный метод амортизации и одинаковый срок полезного использования и все хорошо. При таком подходе разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не было. Так что же, теперь возникла проблема? Отнюдь. Просто Постановление N 1 не может являться документом, который регулирует бухгалтерский учет. При этом нигде в правилах бухучета нет прямого запрета использовать этот документ. Так что проверьте свою учетную политику. Если в ней нет отсылки на Постановление N 1, самое время ее прописать. Если не хотите ориентироваться на этот нормативный акт, можете определять срок службы ОС в бухучете исходя из рекомендаций производителя и технической документации, как предусматривает ПБУ 6/01.

Миф N 4: про учет страховых взносов обязательно писать очень подробно

Это неправда, но кое-что прописать в учетной политике все же придется. Бесспорно, самое важное изменение 2017 г. - администрировать страховые взносы теперь будет ФНС вместо ПФР и ФСС. Речь идет о двух Федеральных законах от 03.07.2016: N N 243-ФЗ и 250-ФЗ.

Единственное, что обязательно прописать в учетной политике - утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов. Сейчас все применяют форму карточки, приведенную в совместном Письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 N N АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. Налоговая служба не планирует разрабатывать форму карточки. Дескать, это обычный налоговый регистр, который каждая компания может вести как ей удобней. То есть все по аналогии с НДФЛ - когда-то была форма 1-НДФЛ, потом ее отменили и налогоплательщики стали использовать новый регистр, взяв за основу 1-НДФЛ.

Вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица - получателя выплат обязывает п. 4 ст. 431 Налогового кодекса РФ. Поэтому надо дополнить учетную политику, издав приказ (образец на с. 22). За основу можно взять тот же регистр, который рекомендовали ПФР и ФСС. На проверках налоговики при необходимости тоже будут требовать у компаний карточки учета. За отсутствие - штраф 200 руб. за каждый регистр (ст. 126 НК РФ).

Образец

Общество с ограниченной ответственностью "Омега"
ПРИКАЗ N 213
о внесении дополнений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Дополнить учетную политику текстом следующего содержания:
1.1. Регистры  учета  страховых  взносов  ведутся  в электронном  виде по форме,
приведенной в приложении N 15 к учетной политике.
Печать указанных регистров  осуществляется  один  раз  в год  по  состоянию  на 31 декабря
каждого года.
2. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
3. Контроль  за исполнением  приказа  возложить  на  главного  бухгалтера О.А. Якушеву.

Еще один момент. Если ваша компания не практикует виды работ, которые влияют на стаж для досрочной пенсии и облагаются пенсионными взносами по доптарифам, карточку можно сократить. Оставьте только разделы про выплаты и страховое обеспечение.

Миф N 5: учетная политика - железный аргумент в случае споров

Распространенное заблуждение заключается в следующем: если прописать определенные положения в учетной политике, это гарантирует победу в споре с налоговиками. К сожалению, это не так.

Действительно, учетная политика может стать дополнительным аргументом по принципу "все неясности трактуются в пользу налогоплательщиков". Но в случае спора надо упирать именно на нормы законодательства.

Например, сейчас есть некая "спорность" вокруг того, облагать или нет страховыми взносами компенсацию за задержку зарплаты. По мнению Минтруда и проверяющих, это иная выплата в рамках трудовых отношений. То есть формально подпадает под объект обложения взносами.

При этом судьи хором говорят - не все выплаты в пользу работника подпадают под взносы.

В частности, компенсация за задержку зарплаты не связана с тем, как работает человек. Это выплата за то, что работодатель плохо исполнил свою обязанность вовремя выдавать заработную плату. При этом по НДФЛ чиновники уже давно признают - компенсация не облагается налогом. Но пока нет официальных писем и судебной практики, прописывать в учетной политике что-то насчет страховых взносов и задержки зарплаты не надо.

Следует быть очень внимательным: если что-то прописали в учетной политике, обязательно строго этому следовать. Тоже самое касается норм, которые применяют по выбору. Например, стали использовать амортизационную премию или резерв по сомнительным долгам в налоговом учете. А в учетной политике возможность применять это не упомянули. Тогда даже и судьи не помогут (Постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. N А40-17925/13).

Миф N 6: малые предприятия могут вообще не составлять учетную политику

Увы, но это не так. Для малых предприятий существует множество поблажек в части бухгалтерского учета и отчетности. В частности, они могут вести учет и составлять отчеты по упрощенной форме. Но возможность воспользоваться этой поблажкой следует прописать в учетной политике.

Обратите внимание! Малые предприятия могут не формировать в бухучете резерв под снижение стоимости МПЗ, если пропишут это в учетной политике (п. 25 ПБУ 5/01).

Кстати, летом 2016 г. вступили очередные поправки-послабления в части бухучета. И воспользоваться ими удобней как раз с начала года. Напомним, речь о поправках, которые внесены в ПБУ Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н (подробнее см. на с. 31).

Во-первых, учитывать сырье и материалы теперь можно по цене поставщика. Раньше в стоимость активов дополнительно включали транспортные расходы, плату посредникам и т.д. Более того, по новым правилам все МПЗ можно списывать единовременно, если деятельность малого предприятия не предполагает существенных остатков по ним. Уровень существенности каждая компания определяет самостоятельно. Для микропредприятий нет и этих дополнительных условий, они могут списывать любые МПЗ без ограничений (п. 13.2 ПБУ 5/01).

Во-вторых, амортизацию по основным средствам можно начислять раз в год - 31 декабря. При этом амортизацию по производственному и хозяйственному инвентарю можно списать единовременно (п. 19 ПБУ 6/01).

Обратите внимание! Малые предприятия вправе списывать стоимость нематериальных активов в бухучете единовременно. Соответствующее право указывают в учетной политике (п. 3.1 ПБУ 14/2007).

Миф N 7: учетную политику надо сдавать в налоговую инспекцию

На самом деле представлять учетную политику в ИФНС не нужно. Это не нужно делать ни при создании фирмы, ни после каждого дополнения/изменения учетной политики. Такой обязанности попросту нет в налоговом законодательстве.

Однако это не значит, что учетная политика может вообще отсутствовать. Ведь право выбора дается по многим вопросам. Это и амортизация, и списание товаров с материалами, и резервы, и прочее. Соответственно, без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. А поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ. Форма требования приведена в Приложении 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса обязательно представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. п. 1 - 3 ст. 93 НК РФ).

Вы решили проигнорировать требование инспекторов? Тогда готовьтесь заплатить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Это предусмотрено п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Вдобавок по заявлению ИФНС суд может применить к ответственным сотрудникам организации (например, к ее руководителю) меры административной ответственности. Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).


Использованы материалы из "Практическая бухгалтерия", 2016, N 12