Как правильно задавать осмысленные вопросы в интернете

Старая истина, которая гласит: «Правильно заданный вопрос – это уже половина ответа» — нисколько не утратила своего значения, и будет актуальна всегда. Поэтому стиль ответов, которые вы получаете на задаваемые вопросы, зависит от способа постановки вопроса не меньше, чем от их сложности.

Все фразы зависят от контекста. Например, как приятно услышать 19-летнему парню в военкомате от военкома:
- Пошёл на х*й отсюда!...

анекдот

Прежде всего, укажите, что вы уже сделали, чтобы найти самостоятельный ответ на свой вопрос, это поможет понять, что вы не какой-нибудь лентяй, транжирящий чужое время. Чем больше вы сделаете, чтобы продемонстрировать свои размышления и усилия по решению проблемы до того, как просить помощи, тем вероятнее, что вы эту помощь получите.

Не нужно считать себя умнее других, написав что-то вроде «просмотрел кучу сайтов, нигде нет ответа», во первых вы побуждаете людей, как говорится «тыкнуть вас носом» в ссылку и на этом закончить диалог. Гораздо полезнее указать, что же вы всё таки уже успели узнать, и почему, то что вы узнали вас не устраивает.

Во вторых, поверьте, всем наплевать на то сколько вы часов искали, сильно ли вы при этом ругались, сколько не спали и как сильно переживали. Не потому, что люди такие черствые, а потому, что эта информация не имеет никакого отношения к решению вопроса.

И в третьих, все понимают, что возможно вы банально врете, приукрашивая свои страдания, такая категория людей присутствует на просторах интернета к сожалению. И именно такой категории — хотят помогать меньше всего.

Раввин в синагоге обращается к евpеям:

- Люди! Я понял, почему нас pусские не любят! Мы не умеем пить водку. Вот завтpа пусть каждый пpинесет по бутылке водки, все выльем в общий котел - и будем учиться пить.

Абpам пpиходит домой, говоpит Саpе: так мол и так, завтpа надо пpинести бутылку водки - ну и так далее. Саpа ему и говоpит:

- А ты, Абpам, налей в бутылку воды. Полный котел водки - кто же там заметит?

Так и сделали. Hа следующий день подходят евpеи по-очеpеди к котлу, каждый выливает в него бутылку водки. Раввин беpет поваpешку, pазмешивает, зачеpпывает, пpобует... Гpустным взглядом обводит синагогу и говоpит:

- Дааа... Вот за это нас pусские и не любят...

анекдот

Некоторые, уяснив, что не надо вести себя грубо или надменно, вымогая ответ, выбирают противоположную крайность - самоунижение. «Я знаю, я начинающий, неудачник и полный чайник, но...». Это также отвлекает от сути и не имеет смысла, особенно в сочетании с неопределенностью в описании фактической проблемы.

Не думайте, что вам должны ответить. Вам никто ничего не должен, вы же, в конечном счете, не платили за эти услуги. Вы получите ответ, если заслужите его, задавая существенный, интересный и наводящий на размышления вопрос - вопрос, неявно дающий сообществу новый опыт, а не просто пассивно требующий от других поделиться знаниями.

Неплохо показать, что вы можете и хотите помочь в процессе выработки решения. На вопросы сформулированные «Может ли кто-то подсказать?'», «Что не учтено в моем примере?'», «Может, есть сайт, который стоит на эту тему посмотреть?» более вероятно будет получен ответ, чем на требование прислать точную последовательность действий для решения проблемы. Поскольку вы явно показали, что хотите решить проблему сами, если кто-то укажет вам правильное направление действий.

Когда спрашиваете... Правильно выбирайте форум. Тщательно продумайте, где именно задавать вопрос. Вас с большой вероятностью проигнорируют или спишут как неудачника, если вы:

  • Пошлете вопрос в форум, не соответствующий по тематике (off topic);
  • Пошлете самый элементарный вопрос в форум, где обсуждаются сложные технические вопросы, или наоборот;
  • Пошлете вопрос одновременно (cross-post) во множество различных дискуссионных групп;

После выбора форума, дискуссионной группы прочитайте список часто задаваемых вопросов (FAQ) или правила, чтобы убедиться, что вопрос соответствует тематике. Почитайте сообщения некоторое время, прежде чем задавать вопросы, чтобы почувствовать, как и что здесь делается.

В общем случае, вероятность получить ответы на вопросы в правильно выбранном общедоступном форуме выше, чем в приватном. Причин для этого несколько. Одна из них - количество потенциальных отвечающих. Другая - размер аудитории, которая узнает ответ. Например: задать вопрос по автомобилю Jeep целесообразней на Джип форуме, чем на форуме Школа жизни.

При посылке сообщения – его тема это прекрасная возможность привлечь внимание строкой длиной до 50 символов. Не тратьте её на лепет типа «Помогите мне, пожалуйста» (не говоря уже о таких изысках как «PLEASE HELP ME!!!!»), учше не забывайте поблагодарить, отвечающего, особенно если ответ вам помог.

Хорошее оформление тем сообщений, применение шаблона ''объект - отклонение''. Часть ''объект'' задает, с чем именно возникла проблема, а часть ''отклонение'' описывает отклонение от ожидаемого поведения.

Например, «Глупо» — Помогите, у меня не отображаются русские буквы; «Приемлемо» — Проблема с кириллическими шрифтами в Windows 7.

В общем случае, представьте, что просматриваете список вопросов в архиве, в котором представлены только строки темы. Теперь представьте, что вы первый раз читаете это сообщение, понятно вам, что хочет узнать человек задающий вопрос?

Частая ошибка, когда задающий вопрос, мысленно находясь полностью в «вопросе» забывает о том что, тот, кто его читает, видит в первый раз и догадываться за вас не обязан. Ну естественно во всех правилах есть исключения, возможно вы хотите получить ответы только от тех кто в «теме», тогда шифруйте на здоровье.

Пишите понятным языком, соблюдая правила грамматики и лексики. Отвечать на вопросы людей невнимательных и небрежно мыслящих - занятие неблагодарное, если вы не хотите морочить себе этим голову, мы не хотим морочить голову себе, уделяя внимание таким вопросам.

Не ПИШИТЕ ВСЕ В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, если все написано в нижнем регистре, - не многим лучше, поскольку так сложно читать.

О том, как писать само сообщение.

Сделайте максимум возможного, чтобы предугадать потенциальные вопросы отвечающих и заранее на них ответить в своем обращении за помощью. Объем еще не значит точность. Будьте точны и информативны. Порой достаточно упомянуть, о чём-то чтобы было понятно, с этой стороны вы исследовали уже тему.

Это полезно, по трем причинам. Первая: продемонстрированные усилия по упрощению вопроса повышают вероятность получения ответа. Вторая: упрощение вопроса повышает вероятность получения полезного ответа. Третья: в ходе уточнения сообщения об ошибке вы сами можете найти решение или способ обхода проблемы.

Описывайте симптомы проблемы в хронологическом порядке. Наиболее важная информация для выяснения причин происходящего часто связана с непосредственно предшествующими этой ситуации событиями. Если запись получилась достаточно длинной (больше страницы), имеет смысл заранее сформулировать проблему в начале, а потом указать хронологическую последовательность действий, к ней приводящих. В этом случае читатели будут знать, на что обратить внимание при просмотре сообщения.

Если вы пытаетесь разобраться, как что-либо сделать (а не сообщаете об ошибке), начинайте с описания цели. И только потом описывайте конкретный шаг на пути к ней, который вы не смогли выполнить.

Задавайте ясные и четкие вопросы. Неограниченные вопросы требуют обычно неограниченного времени для ответа. Вероятность получения полезного ответа повышается, если вы четко даете понять, чего добиваетесь от отвечающих (предоставить ссылки, послать код, проверить ваше решение и т.п.). Это сконцентрирует усилия отвечающих и неявно задаст ограничение по времени и усилиям, которые придется затратить отвечающему, чтобы вам помочь.

Имеет также смысл ограничивать вопрос, чтобы свести к минимуму время, необходимое эксперту для его решения. Но зачастую это не то же самое, что упростить вопрос. Так, например, вопрос: ''Можете ли вы дать мне ссылку на хорошее описание X?'' - обычно куда разумнее, чем просьба: ''Объясните мне X, пожалуйста''. А затем уже просить разъяснения, если вы чего-то не поняли в прочтенном описании.

Удачных поисков ответов на вопросы. И приятного общения в сети.