Хозяйственное право. Шпаргалка. Часть 1

    1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Существует несколько подходов к понятию «хозяйственное право» (ХП). 1. ХП – не отрасль права, а комплексное законодательство, включающее нормы гражданского и административного права. 2. ХП (предпринимательское право) – самостоятельная отрасль права, имеющая своим предметом регулирования правоотношения с участием профессионального предпринимателя. 3. ХП – комплексная отрасль, предметом которой являются разнообразные отношения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности (собственность, статус коммерческих юридических лиц, договоры), государственное управление хозяйственной деятельностью, финансовые и налоговые отношения, а также порядок разрешения споров в процессе хозяйственной деятельности (вопросы гражданского процесса).

    Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно).

    Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Согласно ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Ее признаки: 1) профессиональный характер; 2) целевой характер (цель – постоянное извлечение прибыли); 3) рисковый характер; 4) самостоятельность; 5)легальность.

    Основные принципы предпринимательской деятельности: а) свобода (свобода в выборе форм деятельности, гарантированность государством ее осуществления); б) законность (осуществление в установленном порядке); в) государственное регулирование; г) свобода договора; д) защита прав предпринимателя.

    Таким образом, хозяйственное право представляет собой определенную совокупность норм и институтов различных отраслей права, которые функционально взаимодействуют в регулировании хозяйственной деятельности.

    Метод правового регулирования – совокупность способов и приемов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Методы правового регулирования хозяйственных отношений: 1) административно-правовой: обязательные предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности; 2) гражданско-правовой: сторонам законом предоставляется возможность выбора варианта поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях.

    Некоторые авторы (Е.П. Губин, П.Г. Лахно) выделяют метод автономных решений для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители.

    2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХД)

    Основой правового регулирования ХД является Конституция РФ 1993 г.: в ней – отраслевые принципы, а также гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

    Основные начала хозяйственной деятельности закреплены в ГК РФ, там же – нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства. Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами.

    Общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК предусматриваются специальные правила: повышенная ответственность предпринимателей, нормы об обычаях делового оборота, о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке, о поставках товаров и т. д.

    Законы, содержащие общие для предпринимательства нормы: об АО, ООО, об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др. Законы специального характера: о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.

    К законодательству о государственном предпринимательстве относится закон о поставках продукции для государственных нужд.

    Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ определяют законы об иностранных инвестициях в РФ, о соглашениях о разделе продукции (принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ).

    Подзаконные правовые акты занимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. В особенности – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

    Иные источники: 1) правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по сельскому хозяйству, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной антимонопольной службы; 2) нормы международного права и обычаи делового оборота.

    Не считаются источниками, но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; судебная практика и ее обобщения, сделанные высшими судебными органами.

    3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

    Основа правового регулирования предпринимательской деятельности – Конституция РФ – основа для всего действующего законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции.

    В Конституции установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополизации и недобросовестной конкуренции.

    Конституция провозглашает принцип свободы труда: только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий (например, обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д.).

    Права неотделимы от обязанностей: в Конституции РФ установлена обязанность каждого платить налоги.

    Гарантированное юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав.

    В РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Субъектам РФ предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Нормы международного права и международные договоры применяются опосредованно и непосредственно. В первом случае применяются лишь принципы и положения, заимствованные из международного права и международных договоров. Во втором – международные договоры применяются к гражданско-правовым отношениям как с участием иностранных субъектов (если они определяют права и обязанности таких физических и юридических лиц на имущество, находящееся в РФ, процедуру заключения и оформления сделок, ответственность за вред, причиненный иностранным лицам, и т. д), так и в отношениях, участниками которых являются только российские граждане (например, в отношениях, связанных с международными перевозками грузов, пассажиров и багажа).

    Также предпринимательская деятельность регулируется и обычаями делового оборота, т. е. сложившимися и широко применяемыми в какой-либо области предпринимательской деятельности правилами поведения, которые не предусмотрены законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи применяются: 1) когда имеется пробел в законе, не урегулированный сторонами; 2) если порядок применения их предусмотрен ГК РФ и Кодексом торгового мореплавания РФ.

    4. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Хозяйственная деятельность, хозяйствование – «один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами» (Е.П. Губин, П.Г. Лахно). Хозяйственная деятельность опосредует самые различные отношения как в сфере частного (гражданского и т. п.), так и в сфере публичного (налогового, административного и т. п.) права.

    Хозяйственная деятельность может выражаться также в действиях организационно-имущественного, некоммерческого характера (создание предприятий, получение лицензий, сертификатов), т. е. не имеет своей непосредственной целью получение прибыли (имущества), однако создает необходимые условия для будущей предпринимательской деятельности, практически всегда является необходимым условием, предпосылкой ее осуществления.

    Предпринимательство – система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила и посредник. Предприниматель организует процесс воспроизводства и управляет им с учетом предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный результат – получение прибыли. Предпринимательство гораздо шире коммерции (торговли), поскольку прибыль можно получать не только от продажи товаров, но и от выполнения работ, оказания услуг.

    Предпринимательская деятельность (почти то же самое, что и предпринимательство) – вид экономической, хозяйственной деятельности.

    Определение предпринимательской деятельности содержится в законе – ст. 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которой это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Существенные признаки предпринимательской деятельности: 1) профессионализм деятельности; 2) личная имущественная ответственность предпринимателя; 3) как правило, новаторский, инновационный характер предпринимательской деятельности.

    5. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Субъекты хозяйственных правоотношений – их участники.

    Виды субъектов: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); юридические лица; государство. Участники правоотношений делятся на управомоченных лиц (имеющих право требовать) и обязанных лиц.

    Физические лица как субъекты правоотношений должн: а) быть индивидуальны; б) обладать правоспособностью и дееспособностью (правосубъектностью).

    А. Средства индивидуализации гражданина: его внешний облик, имя (Ф.И.О.) и его место жительства (место, где преимущественно или постоянно проживает гражданин). Под своим именем гражданин заключает сделки, а место жительства имеет значение для определения подсудности гражданских дел.

    В случае безвестного отсутствия гражданина на месте жительства в течение одного года суд может признать его безвестно отсутствующим. Последствия такого признания: имущество этого гражданина передается по решению суда в доверительное управление лицу, назначенному органом опеки и попечительства; из имущества этого лица выделяется содержание его иждивенцам; иждивенцам его назначается пенсия в связи с потерей кормильца; супруг имеет право расторгнуть брак в упрощенном порядке и др. В случае отсутствия гражданина в месте его жительства в течение пяти лет суд может объявить его умершим. Этот срок может быть сокращен до шести месяцев, если гражданин исчез при обстоятельствах, угрожавших ему смертью, либо до двух месяцев, если лицо пропало в связи с военными действиями. В случае явки гражданина суд отменяет свое решение и у гражданина появляется право на возврат принадлежавшего ему имущества, оказавшегося у других лиц.

    Ряд юридических фактов (актов гражданского состояния), касающихся гражданина, подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (рождение, смерть, заключение брака, усыновление (удочерение) и т. д.).

    Б. Для участия в гражданском обороте гражданин должен обладать правоспособностью (способность лица иметь гражданские права и обязанности; возникает с рождением и прекращается со смертью) и дееспособностью (способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности; возникает в полной мере лишь с момента достижения совершеннолетия).

    Виды дееспособности: с шести до 14 лет – дееспособность малолетних; с 14 до 18 лет – частичная дееспособность; с 18 лет – полная дееспособность. Различие дееспособности гражданина: дифференциация видов сделок, которые он может совершать в каждом из указанных выше периодов.

    Дееспособность может быть повышена путем эмансипации гражданина, т. е. признания его совершеннолетним в случае регистрации брака в 16 лет. Эмансипация производится: по решению органов опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя или по решению суда – при отсутствии согласия родителей, усыновителей или попечителя. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в т. ч. по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

    6. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН

    Дееспособность может быть уменьшена путем признания судом гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом недееспособным. Он не вправе совершать никаких сделок, включая мелкие бытовые, и не несет за них, а также за причинение вреда никакой ответственности. От его имени все сделки совершает его опекун.

    Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотиками ставит в тяжелое материальное положение свою семью, по заявлению заинтересованных лиц может быть ограничен судом в дееспособности. Он не вправе без согласия попечителя совершать никаких сделок, кроме мелких бытовых, однако несет полную имущественную ответственность по ним, а также за причинение вреда.

    Институт опеки и попечительства введен для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека устанавливается над недееспособными гражданами, попечительство – над частично дееспособными. Опекуны (попечители) являются законными представителями своих подопечных, их представительство не требует выдачи доверенности с обозначением в ней их полномочий. Документом, удостоверяющим полномочия опекуна (попечителя), является опекунское удостоверение, а при его отсутствии – решение органа опеки о назначении лица опекуном (попечителем).

    Опека (попечительство) учреждается органом опеки и попечительства, которым является орган местного самоуправления, в течение одного месяца с даты получения сообщения заинтересованных лиц (решения суда) о необходимости установления опеки (попечительства).

    Патронаж – форма попечительства над дееспособными гражданами, когда они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель (помощник) в этом случае назначается только с согласия подопечного. Попечитель вправе совершать сделки по содержанию подопечного с его согласия. Распоряжение имуществом подопечного осуществляется попечителем на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Патронаж прекращается по требованию подопечного.

    7. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К этой деятельности применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

    Отдельно ГК РФ выделен такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, который признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. определяет понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, регулирует порядок его создания и прекращения, устанавливает права и обязанности членов хозяйства. Отдельные главы Закона посвящены имущественной базе данного хозяйствующего субъекта, условиям и порядку приобретения земельных участков. Подобно ГК Закон не признает за крестьянским (фермерским) хозяйством статус юридического лица. А те из хозяйств, которые на основании прежнего законодательства были созданы в форме юридического лица, вправе осуществлять свою деятельность в этом качестве до 1 января 2010 г.

    ПБОЮЛ имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

    Предприниматель обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, исполнять обязательства надлежащим образом; своевременно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать законно установленные налоги.

    Предприниматель несет ответственность: за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

    ПБОЮЛ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание; деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред охраняемым законом правам и интересам граждан и государства либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до устранения допущенных нарушений; предприниматель может быть лишен специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности за нарушение условий, содержащихся в лицензии, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

    За ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей предприниматель может быть привлечен к гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.

    8. ПОНЯТИЕ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Под юридическим лицом (ЮЛ) понимают организацию, имеющую следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответственность имуществом по своим обязательствам; самостоятельное выступление в гражданском обороте (приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс или смету и быть зарегистрировано в качестве ЮЛ.

    ЮЛ обладает правоспособностью и дееспособностью, которые у него возникают одновременно и прекращаются в момент его ликвидации. Правоспособность может быть общей (у коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий) и специальной (у некоммерческих и унитарных организаций). Общая правоспособность означает способность ЮЛ заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Специальная правоспособность – это ограничение видов деятельности (возможные виды деятельности перечисляются в учредительных документах юридического лица), для этого ЮЛ должно иметь лицензию.

    ЮЛ может иметь обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения: филиалы (осуществляют все функции ЮЛ либо часть их) и представительства (представляют интересы ЮЛ и осуществляют его защиту).

    Правоспособность ЮЛ осуществляется с помощью его органов: единоличных (директор, управляющий, председатель, президент) и коллегиальных (директорат, коллегия руководителей, общее собрание трудового коллектива).

    Индивидуализация ЮЛ осуществляется с помощью наименования предприятия, а также с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, которые являются интеллектуальной собственностью ЮЛ. Место нахождения ЮЛ определяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное. Коммерческое ЮЛ должно иметь фирменное наименование. ЮЛ может обладать коммерческой либо служебной тайной. ЮЛ обладает деловой репутацией.

    Классификация юридических лиц. По степени участия труда и капитала – объединение лиц (хозяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества). По порядку создания имущественной базы – корпорации (добровольные объединения) и учреждения (дочерние предприятия). По форме собственности на свое имущество – государственные, муниципальные и частные. В зависимости от организационно-правовой формы – хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, унитарные предприяти я (государственные и муниципальные), учреждения, финансируемые собственником, некоммерческие организации. В зависимости от цели – коммерческие (основная цель их создания – получение прибыли) и некоммерческие (основная цель их создания – выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением прибыли). Последний вид классификации наиболее распространен в современном гражданском праве.

    9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Возникновение юридического лица – это создание и его государственная регистрация.

    Способы создания юридического лица

    1. Распорядительный порядок. Юридическое лицо возникает на основе распоряжения публично-правового органа (государственного или муниципального образования), вследствие чего для приобретения им правоспособности его государственной регистрации не требуется. Распорядительный порядок применялся в СССР для образования государственных юридических лиц.

    В настоящее время в России не применяется, так как противоречит требованию закона об обязательной государственной регистрации юридических лиц.

    2. Разрешительный порядок. Для образования юридического лица необходимы разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. Распорядительный порядок применялся в СССР для образования негосударственных юридических лиц.

    В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц: кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т. п.

    3. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации.

    Нормативно-явочный порядок в настоящее время наиболее распространен в России и других странах.

    4. Явочный порядок (договорно-правовой).

    Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации.

    В настоящее время в России не применяется. За рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т. п.). Прекращение деятельности организации происходит в результате ее реорганизации (кроме выделения) или ликвидации и носит окончательный характер (прекращение правоспособности). Если при реорганизации все права и обязанности организации переходят к иным субъектам права (происходит универсальное правопреемство), то при ее ликвидации прекращение деятельности происходит без такого перехода.

    10. ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

    Прекращение юридического лица осуществляется распорядительным и добровольным способами.

    В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).

    Реорганизация осуществляется пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием. Каждому из указанных способов соответствует определенный объем переходящих прав и обязанностей (правопреемство). Поскольку реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые вправе требовать от прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

    В зависимости от способа реорганизации она оформляется либо передаточным актом (при слиянии, присоединении, преобразовании), либо разделительным балансом (при разделении, выделении).

    Реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (при присоединении – в момент исключения присоединенного юридического лица из реестра).

    Ликвидация юридического лица в связи с его банкротством происходит в соответствии с основанием, порядком и последствиями установления банкротства, содержащимися в Гражданском кодексе (ст. 65 ГК) и Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. При этом следует уяснить различия в порядке установления банкротства юридического лица и гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя.

    Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди (ст. 64 ГК):

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;

    во вторую очередь производятся выплаты работникам ликвидируемого юридического лица;

    в третью – удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

    в четвертую – погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в пятую – производятся расчеты с другими кредиторами.

    При этом должны соблюдаться следующие правила:

    требования каждого очередного кредитора удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущего;

    при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между оставшимися кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению;

    требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.

    Очередность удовлетворения кредиторов юридического лица, ликвидируемого в результате банкротства, несколько изменена: в первую очередь выплачиваются долги, появившиеся в связи с затратами на процедуру банкротства, а затем соблюдается очередность, указанная выше (п. 1 ст. 64 ГК РФ).