Философия: Шпаргалка. Часть 7

    61. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

    Закон перехода количества в качество выражает взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

    Таким образом, этот закон показывает, как, каким путем возникает новое качество. Он включает в себя такие исходные категории, как «качество», «количество», «мера», «скачок».

    Качество – представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, характеристику его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, и социальные, которые могут быть материальными или духовными.

    Количество – выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства.

    Мера – это интервал, в котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превышать определенных границ.

    При выходе количественных параметров изменений за пределы определенной меры претерпевает изменение и качественная сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть новое качество другим путем? Нет. В этом и состоит суть одного из основных законов диалектики.

    Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства прерывности и непрерывности, который происходит скачкообразно.

    Скачок – это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.

    В процессе изучения скачкообразного характера развития важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

    Эволюция в широком смысле слова – это процесс развития, включающий в себя не только количественные, но и качественные изменения, в том числе и революции.

    Революция – это качественный скачок, меняющий старое в самой его основе, связанный с изменением сущности явления, процесса.

    Понятие реформы противоположно понятию революции, хотя эта противоположность не абсолютна, а есть грань, которую надо определить в каждом конкретном случае.

    62. Закон отрицания отрицания

    В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

    1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

    2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

    3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

    Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

    В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

    Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

    • две стороны антагонизма – положительную и отрицательную;

    • нарастание отрицательной противоположности;

    • преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

    • отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

    Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

    Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

    Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

    63. Понятие картины мира

    Картина мира – упорядоченная система знаний, ценностных поведенческих ориентиров, мировоззренческих установок. Противоположными по своей идейной направленности являются религиозно-идеалистическая и диалектико-материалистическая картины мира.

    Религиозно-идеалистическое понимание мира основано на идее сотворенности мира Богом. Природа человека рассматривается как наиболее близкая к природе Бога. Человек одновременно принадлежит к двум мирам: телесному (физическому) миру природы и бестелесному миру духа. Человек имеет бренное тело и бессмертную душу. История человечества начинается с грехопадения и должна закончиться спасением. Цель земной жизни человека – спасение благими делами его бессмертной души. Однако это спасение возможно только по милости Божьей. Примерно таковой является религиозно-идеалистическая картина мира, и не только в христианстве, но и в ряде других монотеистических религий – иудаизме и исламе.

    Многие философы-идеалисты либо полностью разделяли то или иное религиозное мировоззрение, либо заимствовали из него отдельные черты, такие как вера в Бога, в бессмертие человеческой души, либо такое противопоставление мира духа материальному миру, когда дух (или сознание одного человека) провозглашается первичным, а материя – вторичной.

    Диалектико-материалистическая картина мира свое наиболее полное развитие получила в марксизме. В качестве основы бытия здесь признается материя. Бытие, Вселенная понимаются как бесконечно развивающееся многообразие единого физического мира. Этот мир существует независимо от сознания как отдельного человека, так и человечества в целом.

    Диалектико-материалистическая картина мира основана на трех великих научных открытиях:

    1) законе сохранения энергии, который утверждает сохранение энергии и ее переход из одного качества в другое;

    2) установлении клеточного строения тел, которое показало материальную структуру всего живого;

    3) теории эволюции Ч. Дарвина, которая обосновывает мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле.

    64. Исторические формы отношения человека к природе

    Под природой обычно понимают несоциальное.

    В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяется из универсума «человек и общество». В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и природа». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они противопоставляются природе. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа – это не что иное, как природа в ее символическом значении.

    Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя – это объективная реальность. Материя, в отличие от природы, не содержит психических явлений мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

    Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, нечто эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). Античные философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая Космос живым (гиле – жизнь) целым.

    Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результат грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог.

    Возрождение, выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, их сближает и довольно часто доходит до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой.

    В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.

    Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы П. Тейяра де Шардена и Э. Леруа и В.И. Вернадского. Ноосфера – это область господства разума.

    На наш взгляд, есть 4 фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы.

    Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

    Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения.

    В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т. е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т. п.

    В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.

    65. Понятие общества. проблема общественного сознания

    Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Как правило, говоря об обществе, имеют в виду определенный народ, совокупность граждан того или иного государства. Однако понятие «общество» может также обозначать и небольшую группу людей, имеющих общие интересы и взаимодействующих для их достижения. Также можно говорить и о мировом сообществе.

    В науке выделяются различные типы обществ: классовое и бесклассовое, многонациональное и однонациональное и др. Философия, история, социология, другие общественные науки активно исследуют специфику различных типов обществ, их структуру и развитие.

    Общество может исследоваться как с точки зрения его внутренней структуры, так и с точки зрения его взаимодействия с другими объединениями людей. Существуют философский, культурологический, экономический, социологический и политологический подходы к изучению общества, каждый из которых имеет свои особенности. Философский подход является наиболее общим, целостным, он служит методологической основой для других подходов к изучению общества.

    Общество может стабильно развиваться, если присущий ему общественный строй воспринимается большинством членов общества как нормальный. Это предполагает достаточно высокую степень общности мировоззренческих установок, норм и ценностей, разделяемых членами данного общества. Эта общность возникает на основе совместного опыта, складывается исторически. В философии и общественных науках она получила название «общественное сознание».

    Общественное сознание возникает и развивается в процессе реальной совместной деятельности людей. На его особенности накладывают свой отпечаток взаимоотношения между людьми внутри данного общества и прежде всего классовые, национальные и религиозные различия; отношения между данным обществом и окружающей его природной средой, прежде всего способ производства; отношения данного общества с другими сообществами людей, включая экономические отношения и вооруженные конфликты.

    Носителем общественного сознания является весь народ или какая-либо отдельная группа людей в его составе, напр. класс или этническая общность. Чем больше разница между восприятием действительности со стороны различных групп в данном обществе, тем больше вырастает угроза нестабильности.

    Поведение отдельных людей подвержено сильному влиянию со стороны общественного сознания. Очень часто внутри личности возникают конфликты между общечеловеческими ценностями, приверженностью идеалам своей национальности или религии и классовой идеологией.

    Выделяются такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, религиозное сознание. Каждая из этих форм отражает соответствующие стороны общественной жизни людей.

    66. Понятие культуры и цивилизации в философии

    Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

    Понятие культуры включает в себя убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы; служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

    Н. Смелзер выделяет 4 универсальных культурных элемента: 1) понятия (концепты) – содержатся главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт людей; 2) отношения. Культура не только выделяет те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и сфере сверхъестественного; 3) ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек стремится. Они составляют основу нравственных принципов; 4) правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

    В философии принято различать понятия «культура» и «цивилизация». Это различие встречается уже в работах немецкого философа к. XVII – нач. XIX вв. Иммануила Канта. Кант считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Цивилизованный человек воспитан, вежлив и внимателен. Культура же – это не просто образцы поведения. Она предполагает определенную степень нравственности. Культурный человек следует «золотому правилу» этики: «Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы сделали тебе».

    Согласно О. Шпенглеру и А. Тойнби цивилизация является высшей стадией развития культуры. По мнению Шпенглера, каждая культура проходит стадии зарождения, развития и смерти. Цивилизация – это заключительная стадия развития культуры, ее расцвет и начало вырождения. Она следует за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби отождествлял цивилизацию с общественным развитием. Цивилизация, по Тойнби, является ответом общества на вызовы окружающей среды. За ростом и расцветом цивилизаций следует надлом и упадок.

    Согласно Тойнби и Шпенглеру цивилизация предполагает высокий уровень развития техники, урбанизацию, большую ориентацию на материальные ценности, чем на духовные.

    В современной социальной философии выделяются доиндустриальный (сельскохозяйственное производство и торговля), индустриальный (промышленное производство) и постиндустриальный (развитие научного знания, информационных технологий и сферы услуг) типы цивилизации.

    67. Восточная и западная культуры, их характеристика

    Исторически восточная культура связана с древними цивилизациями Китая, Индии, Междуречья и Египта. Впоследствии на их месте возникли общества мусульманской, индуистской, буддистской и конфуцианской религиозно-культурных традиций. Несмотря на самобытность этих культур и возникших на их основе современных восточных культур, им присущи многие общие черты. Образцы поведения и нормы морали передаются от поколения поколению. Опыт предков рассматривается как высшая ценность. Обычаи, ритуалы воспроизводятся в мельчайших деталях, иногда подменяя собой содержание.

    Научной рациональности на Востоке противопоставляется нравственно-волевое начало. Большое внимание уделяется саморазвитию личности. Отсюда установка на созерцательность, безмятежность, мистицизм народов Востока.

    Для Востока не характерно разделение мира на природу и общество. Человек должен жить в единстве с природой, стремиться к этому единству. Индивидуализм, стремление противопоставлять себя другим на Востоке осуждается. Для восточных обществ характерен коллективизм, приверженность человека своему коллективу – семье, роду, общине, касте.

    С этим связаны особенности политического и социально-экономического развития Востока. Для восточных обществ не характерна демократия и стремление к экономическому прогрессу прежде всего. Разумеется, характеризуя восточные общества в целом как «идеальный тип», мы не должны забывать о различиях между ними, о своеобразии и неповторимости таких культур, как культуры Китая, Индии, мусульманских стран и др.

    Запад – это особый тип развития культуры и цивилизации, который сформировался в Европе в XV–XVII вв. Западная культура начала формироваться еще в эпоху Античности и в Средние века. Ее основными факторами стали: демократия античного полиса, возникшее в эпоху Античности теоретическое познание, христианство с его представлением о человеке как о свободной личности и моральными предписаниями.

    Немецкий социолог М. Вебер относил к основным ценностям западной культуры: динамизм и ориентацию на новизну; утверждение достоинства и уважения личности; индивидуализм; рациональность; идеалы свободы, равенства, терпимости; уважение к частной собственности.

    Современную западную цивилизацию можно назвать техногенной. Быстрое развитие прикладного научного знания, техники и технологий, их применение в сфере производства и услуг – одна из важнейших характерных черт этой цивилизации. Искусственная среда все больше замыкает в себе жизнь человека, вытесняя природу.

    Решающими факторами в развитии западной цивилизации являются капиталистические отношения, политическая демократия, правовое государство. Эти факторы обеспечивают быстрый рост благосостояния на Западе и представляют собой целостную систему, которая не может работать, если отсутствует какой-либо из этих трех основных элементов и сформировавшаяся культура гражданского общества.

    68. Понятие философии истории. философия истории А. Тойнби и К. Ясперса

    Философия истории – самостоятельная область философского знания, целью которой является изучение качественного своеобразия общественного общества, особенности его развития и перспектив.

    Одним из первых представителей философии истории является Августин Аврелий (IV в. н. э.). Он рассматривает историю человечества с религиозной, христианской точки зрения как процесс спасения, обретения человечеством утраченного единства с Богом. Только в XVIII в. философия истории начинает формироваться как светская наука.

    Огромный вклад в развитие философии истории внес немецкий философ Г.В.Ф. Гегель. С его точки зрения история представляет собой процесс поступательного развития, «развертывание Мирового Духа».

    К. Маркс и Ф. Энгельс придерживались материалистического понимания истории. Решающее значение они придавали развитию экономики, производственных отношений. Политика, религия, культура рассматриваются в марксизме как «надстройка» над экономическим «базисом» общества.

    Большое распространение в конце XIX – начале XX вв. получил цивилизационный подход в философии истории. Его крупнейшие представители Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби доказывали, что каждая культура, каждая цивилизация проходит свой неповторимый путь исторического развития от зарождения через процветание к упадку.

    Арнолд Джозеф Тойнби (1889–1975) полагал, что история имеет всеобщее содержание. Она всегда реализуется через личность и судьбу каждого конкретного человека, имеет человеческое лицо. Тойнби определяет историю как взаимосвязь исторического (временного) и надысторического (вечного).

    Объектом изучения философии истории не может быть ни человечество в целом, ни какая-либо отдельная нация или государство. Объектом философии истории являются культурно-исторические типы, которые Тойнби называет обществами или цивилизациями. Они являются единицами истории, которые можно сравнивать или изучать. Каждая из этих цивилизаций появляется в результате социокультурного вызова. Вызовы могут быть разнообразные: климатические условия, отношения с другими народами, религиозные идеи.

    Далее каждое общество проходит в своем развитии определенные этапы: рождение, рост, надлом и смерть.

    Карл Ясперс (1883–1969) полагал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. История, согласно Ясперсу, имеет свое начало и свой конец. Ее движение определяется силой провидения.

    Вера является основой и смыслом истории. Единой для всего человечества верой может стать только философская вера. Она есть акт воли, но не следует противопоставлять веру знанию. Любое знание основано на вере. Философская вера – это осознание бытия, его истоков через обращение к исторической ситуации.

    Понятие «историческая ситуация» является ключевым в философии К. Ясперса. В каждом обществе складываются свои исторические ситуации, но иногда исторические ситуации в разных обществах оказываются близки по духу. Это и есть время для появления философской веры.

    69. Язык. его роль в формировании человека и функции

    Научное понимание языка значительно шире его обыденного понимания как человеческой речи. В научном понимании понятия «язык» и «речь» различаются: под языком понимается система, имеющая характер своеобразного кода, а речь понимается как один из способов реализации этого кода. Способами реализации человеческого языка могут быть речь, жестикуляция, письменность, мимика, образы искусства, имеющие для различных культур определенный уровень сходства и отличий, чем определяется культурная специфика базовых этнических культур, их субкультур и контркультур.

    Естественно-научное понимание языка выходит далеко за рамки не только обыденного, но и лингвистического понимания языка как того или иного способа осуществления человеческой коммуникации и человеческого миропонимания. После Второй мировой войны возникла семантика – универсальная наука о знаках и означаемом, исследующая свойства знаков и знаковых систем искусственных и естественных языков, распространившая понятие языка на область чисел и структуры, широко использующая структурно-количественные математические методы.

    В естественных науках под языком часто понимается та или иная знаково-символическая система, границы которой определяются широтой ее применения. В этом смысле природными языками могут быть названы генетический код (реализующийся в определенном текстовом пространстве молекулы ДНК), система химических элементов Д.И. Менделеева, языки цветовой и звуковой гамм (ряды которых соответствуют между собой в частотном диапазоне, что было обнаружено еще И. Ньютоном), а также универсальный природный язык формы (выражающийся в разных видах симметрии и пропорции). Все это – языки природы, объективно существовавшие и без человека, но осознанные людьми и включенные ими в языковой диапазон человеческой культуры, ставшие доступными нам. А основная задача языка – создание текстов, связанных информационных сообщений. Весь мир является незаконченным текстом, и даже в неживой природе существуют определенные знаковые системы, определенные языки. Но знаки неживой природы не отделены от ее явлений (как, напр., удар грома). И эти знаки называют нежестовыми знаками.

    70. Понятие знаков. их роль в получении, хранении, передаче информации

    Высшие животные (млекопитающие и птицы), в отличие от неживой природы и низших животных, используют знаки-жесты, в которых может заключаться реакция на еще не произошедшее событие, связанное с контактом животных или с реакцией животного на следы пребывания того или иного объекта. Рычание собаки – это уже знак-жест, в отличие от нежестового знака.

    Но у сугубо человеческих языков, у языков культуры есть свои яркие особенности, отличающие их от языков животных: 1) языки культуры далеко выходят за пределы видовой деятельности, за пределы проблем видовой иерархии, проблем добывания пищи и защиты, обусловленных генетической программой; 2) человеческие языки могут давать представление об объекте не только в его отсутствие, но и в отсутствие непосредственно следов его пребывания. В них выражается способность человека не только к ограниченному временному (как у животных), но и к пространственному отвлеченному мышлению, к так называемым полным абстракциям; 3) знаковые системы человеческих языков охватывают практически все явления природы, наблюдаемые человеком; 4) знаковый запас человеческих языков отличается исключительным богатством. Словарный запас человека составляет в среднем 10–15 тыс. слов, часть из них – активные, которые человек использует, другая часть – пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам; 5) знак в рамках культуры приобретает поливариантность, т. е., в принципе, может быть соотнесен с неопределенно большим количеством значений, а знаковые системы приобретают динамизм и изменчивость. Таким образом, знакам культуры придается значение символов.

    В этих чертах человеческих языков отражается тот факт, что человек выступает активным преобразователем законов природы (разумеется, на доступном ему уровне). Речевые средства коммуникации позволили человеку создать множество систем звуковых языков, получивших впоследствии графическое выражение и ставших письменностью. Сам язык, который может передать любое культурное содержание, выступает в роли символа культуры и является единственным средством создания символов культуры. Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства и отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаком может быть не только буква или цифра, но и целая знаковая совокупность, обозначающая что-либо (напр., слово, предложение или большое определение). Культура – незаконченный текст с меняющимися значениями знаков, которым таким образом придается значение символов, в отличие от знака в его узком понимании изменчивых и, в принципе, могущих иметь любое значение. Каждый конкретный знак может быть отождествлен с реально существующим значением (денотатом), и число денотатов всегда ограничено или же их нет вовсе. Но в то же время у знака есть десигнат – совокупность объектов, к которым знак может быть применен (в том числе в качестве элемента).