Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка. Часть 1

    1. Предмет, цели, задачи и методы уголовно-исполнительного права

    Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:

    • установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;

    • порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

    • применение средств исправления осужденных:

    • организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

    • участие в исправлении осужденных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан;

    • порядок освобождения от наказания.

    • порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных. Достижение этой цели косвенно влияет и на эффективность общего и частного предупреждения совершения преступлений (как осужденными, так и иными лицами). Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации являются задачами уголовно-исполнительного права.

    Согласно уголовному закону наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда, и она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Это положение предопределяет и основной метод правового регулирования отношений при исполнении наказаний, а именно императивный метод, метод власти – подчинения, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Осужденному по приговору суда (т. е. принудительно) определяются порядок и условия отбывания наказания, т. е. степень ограничений в возможности удовлетворения тех или иных потребностей, устанавливается особый порядок реализации его законных прав и интересов.

    Кроме того, в качестве собственных методов уголовно-исполнительного права широко применяются методы:

    • разъяснительно-обязывающий:

    • предполагающий включение осужденных в общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение;

    • участия в ограниченном самоуправлении, общественной работе;

    • поощрения и развития полезной инициативы;

    • сотрудничества.

    2. Принципы уголовно-исполнительного права

    Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ. Законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным воздействием.

    Принцип приоритета цели исправления осужденных при исполнении уголовных наказаний. Уголовно-исполнительное законодательство в качестве целей исполнения наказания закрепляет исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

    Принцип сочетания государственно-правовых мер воздействия и самодеятельных начал. Уголовно-исполнительное законодательство РФ предусматривает широкий комплекс мер исправительного воздействия на осужденных с целью их исправления и в то же время представляет возможность развития и использования для этого самодеятельных начал общественности, различных творческих организаций, представителей религиозных конфессий.

    Принцип соединения наказания с исправительным воздействием иногда называется принципом обеспечения возможности исправления каждого лица, совершившего преступление. Однако необходимо ориентировать персонал исправительных учреждений на проведение исправительной работы с каждым осужденным.

    Исправительное воздействие – это широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка. Поэтому принцип рационального применения средств принуждения и исправления реализуется в первую очередь в единстве правового, трудового и нравственного воспитания осужденных. А также конкретно выражает индивидуализацию исполнения наказания, принципов «экономии» репрессии, обеспечивает максимальное сочетание и использование мер убеждения и принуждения.

    Принцип развития полезной инициативы и самодеятельности осужденных состоит в требовании осуществления воспитательного воздействия в коллективе осужденных, а также их самовоспитания.

    Принцип стимулирования правопослушного поведения проявляется в применении поощрительных мер, особенно при изменении условий содержания осужденных преимущественно в лучшую сторону, в частности при переводе осужденных на облегченные (льготные) условия содержания.

    Принцип системности и преемственности исправительного воздействия. В современных условиях, когда закон предусматривает возможность содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения в различных условиях, важно обеспечить преемственность исправительного воздействия при изменении прежних условий.

    Все принципы уголовно-исполнительного права составляют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи, во многом дополняют друг друга. Их реализация на практике должна носить комплексный характер.

    3. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права

    В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.

    Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права. Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, – Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой. Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание. Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

    Для реализации своих конституционных прав Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. В определении перспектив развития уголовно-исполнительной системы важное значение имеют указы Президента РФ 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

    Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве посредством издания соответствующих постановлений и распоряжений обязательных к исполнению на всей территории РФ Утверждено Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» конкретизируются положения ст. 99 УИК.

    Ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний издаются в соответствии с федеральными законами (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Министерства юстиции России 2005 г.)).

    В настоящее время в данной сфере действуют нормативные акты МВД, Минюста России, ФСИН России.

    Постановления Конституционного Суда РФ. В 1995 г. КС РФ признал ряд положений Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающих лишение нанимателя жилого помещения или членов его семьи права пользования жилым помещением в случаях временного отсутствия, не соответствующими Конституции РФ.

    Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

    4. Понятие и задачи уголовно-исполнительной системы РФ

    Первым законодательным актом, который ввел в нормативный оборот понятие «единая уголовно-исполнительная система», стал Закон РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы». В понятие «единая уголовно-исполнительная система» законодатель включил не только органы, непосредственно исполняющие уголовные наказания, но и предприятия и организации, которые сами непосредственно в исполнении наказаний не участвуют, но, выполняя свои задачи, функции и полномочия, способствуют повышению эффективности реализации уголовного закона, деятельности центрального элемента данной системы – учреждений и органов, исполняющих наказания, а значит, являются необходимой частью уголовно-исполнительной системы.

    Единая уголовно-исполнительная система включает в себя четыре составляющие:

    1) следственные изоляторы, предназначенные для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;

    2) учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненно и смертной казни (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии тюрьмы, лечебные и лечебно-профилактические учреждения);

    3) органы управления системой (ФСИН России, ее окружные и региональные управления), осуществляющие руководство и управление соответствующими структурными подразделениями;

    4) предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

    Под единой уголовно-исполнительной системой РФ следует понимать всю совокупность учреждений, органов, непосредственно исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-правового воздействия, а также комплекс органов и организаций, обеспечивающих и содействующих исполнению уголовных наказаний.

    Задачами уголовно-исполнительной системы являются: 1) исполнение уголовных наказаний без изоляции от общества, связанных с лишением свободы, а также исключительной меры наказания; 2) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; 3) привлечение осужденных к труду, а также повышение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; 4)обеспечение охраны здоровья осужденных; 5) содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 6) конвоирование осужденных и лиц. заключенных под стражу.

    Иные задачи могут быть возложены на уголовно-исполнительную систему только федеральным законом.

    5. Органы и учреждения федеральной службы исполнения наказаний РФ

    Основными функциональными элементами уголовно-исполнительной системы являются органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний РФ, поскольку именно они отвечают за исполнение основной массы уголовных наказаний, в том числе связанных с лишением свободы. В первую очередь это исправительные учреждения.

    Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и смертной казни. К ним относятся (ст. 74 УИК РФ): исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы.

    Исправительные колонии предназначены для содержания совершеннолетних, осужденных к лишению свободы на определенный срок и пожизненно, и подразделяются на учреждения открытого типа (колонии-поселения), полуоткрытого типа (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого типа (исправительные колонии особого режима).

    Колонии-поселения созданы трех видов:

    • для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;

    • для осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы.

    • для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов в порядке, предусмотренном ст. 78 УИК РФ (это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено раздельное, в зависимости от пола, содержание осужденных).

    В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, и осужденные женщины. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений или осужденные к лишению свободы при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали лишение свободы. В исправительных колониях особого режима отбывают наказание только мужчины, совершившие преступления при особо опасном рецидиве преступлений: осужденные к лишению свободы на определенный срок, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.

    Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних осужденных, а также осужденных, оставленных в воспитательных колониях до достижения ими возраста 19 лет. Эти колонии не подразделяются на виды режима.

    Тюрьмы предназначены для содержания лиц, достигших совершеннолетия и осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, либо совершивших преступления как особо опасный рецидив, либо переведенных из исправительных колоний общего и строгого режима за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания. Каждая тюрьма подразделяется на два вида режима: общий и строгий.

    6. Лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы, другие учреждения для отбывания наказания

    Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены для содержания, амбулаторного лечения и медицинского обслуживания осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией. Поскольку раздельное содержание осужденных в этих учреждениях обусловлено медицинскими показаниями – различиями в заболеваниях, то вследствие этого в одном учреждении могут содержаться осужденные к отбыванию наказания в исправительных учреждениях разного вида. Однако условия содержания для каждого из них соответствуют установленным законом для исправительного учреждения того вида, который назначен судом. Особенностью деятельности лечебных и лечебно-профилактических учреждений является их регламентация и уголовно-исполнительным законодательством, и нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья граждан.

    Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений применительно к осужденным, оставленным для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

    Уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденного исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ а также такую уголовно-правовую меру, как контроль за условно осужденными. К их компетенции должно быть отнесено и осуществление контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.

    Также уголовно-исполнительные инспекции предназначены для исполнения наказания в виде ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста как разновидности краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены при общем режиме в тюрьмах. В них содержатся осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет.

    Центральный (ФСИН России) и территориальные органы (УФСИН по региону), Окружные управления (УФСИН России по округу) осуществляют руководство и управление соответствующими структурными подразделениями уголовно-исполнительной системы, координируют их деятельность.

    7. Иные органы, исполняющие уголовные наказания

    Сложность и многоплановость задач по исполнению уголовных наказаний приводит к необходимости привлекать для их решения учреждения и органы функции которых не ограничиваются исполнением наказаний. Это суды, администрации организаций и т. д., которым уголовно-исполнительное законодательство предоставило полномочия по выполнению специфических задач в этой сфере.

    Судебные органы исполняют наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16УИКРФ).

    Штраф может применяться как в качестве основного, так и дополнительного наказания (ч. 2 ст. 45 УК РФ). Исполнение этого вида наказания осуществляется судебными приставами-исполнителями.

    Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется судебным органом, вынесшим приговор, только в качестве дополнительного вида наказания (ч. 3 ст. 45, ст. 48 УК РФ). Требования приговора о лишении воинского или специального звания исполняются должностным лицом, присвоившим данное звание.

    Наказание в отношении военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенными воинскими частями (дисциплинарными батальонами и дисциплинарными ротами Вооруженных Сил Российской Федерации).

    Наказание военнослужащих в виде ареста исполняет командование гарнизона на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт.

    Наказание военнослужащих в виде ограничения по военной службе исполняется командованием воинских частей, учреждений, органов и формирований по месту прохождения военнослужащим военной службы.

    Определенные задачи в сфере исполнения наказания государство возложило также на администрацию организаций, в которых работают лица, лишенные по приговору суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью; должностные лица и соответствующие органы, ранее присвоившие осужденным специальное, воинское или почетное звание, классный чин или наградившие государственной наградой.

    Названные органы и организации не входят в состав органов и учреждений ФСИН России, однако способствуют реализации целей и задач, стоящих перед ними, содействуют их эффективной деятельности.

    8. Правовое регулирование обеспечения безопасности персонала исправительных учреждении

    Безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – это обеспечение неприкосновенности личности персонала органов и учреждений ФСИН России, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты. Безопасность персонала включает также защиту от действий опасных технических, медицинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно негативно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности для их персонала. В этих целях существует система правовых, организационных, тактических и иных мер обеспечения безопасности персонала, особенно безопасности работников учреждений, исполняющих наказания.

    Обеспечение безопасности персонала регулируется не только уголовно-исполнительным правом. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (уголовного, административного, трудового, гражданского и др.), которые закрепляют специфические для каждой правовой отрасли меры обеспечения личной безопасности персонала органов и учреждений ФСИН России. Прежде всего это меры уголовно-правового характера, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности персонала органов и учреждений ФСИН России учреждений: устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ст. 319–321 УК РФ);

    • предусматривающие ответственность за совершение насильственных действий в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов (ст. 318 УК РФ).

    В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера:

    • меры принуждения, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима; меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношения с персоналом, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей;

    • меры дисциплинарной ответственности осужденных и порядок их применения;

    • меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);

    • меры пресечения противоправных действий (например, водворение осужденного в ШИЗО до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений).

    9. Правовое регулирование обеспечения безопасности осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

    Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на безопасность, обусловленного его общим и специальным статусом. В механизме правового регулирования обеспечения безопасности осужденных выделяют следующие меры и гарантии личной безопасности:

    1) конституционные гарантии безопасности осужденного, закрепляющие основные права и свободы человека (ст. 2, 20–23, 45, 46 Конституции РФ);

    2) меры и гарантии обеспечения трудовой деятельности осужденных (нормы трудового законодательства РФ);

    3) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного, направленные на предупреждение и пресечение посягательств на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 7, 105,107–119. 128–134 и др. УК РФ);

    4) уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасности, к которым относится:

    • надзор за осужденными (ст. 60, 82 УИК РФ):

    • меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115, 116 УИК РФ);

    • мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ);

    • строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений);

    • меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ);

    • перевод осужденных в безопасное место (ст. 13. ч. Зст. 68, ст. 73 УИК РФ);

    • меры медицинского характера, направленные на обеспечение охраны здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ, п. 4 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание»);

    • водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изолятор до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа.

    Значительную роль при обеспечении личной безопасности осужденного играют также меры профилактики и пресечения правонарушений, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ и ведомственными нормативными актами.

    Рассмотренные меры и гарантии безопасности составляют правовую систему обеспечения безопасности осужденных, с учетом их специального правового статуса и специфических условий исполнения и отбывания наказаний.

    10. Понятие контроля за деятельностью органов и учреждении, исполняющих уголовные наказания

    Контроль за исполнением уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер – это процесс установления соответствия деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, задачам уголовно-исполнительного законодательства и помощь в исправлении недостатков. С одной стороны контроль предполагает проверку исполнения предписаний закона при исполнении наказаний, с другой – осуществление надзорной деятельности.

    Проверка исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства заключается в:

    • наблюдении за осуществлением их функциональной деятельности;

    • получении объективной и достоверной информации о состоянии законности при исполнении наказаний;

    • принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности;

    • выявлении и устранении причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений;

    • принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Надзорная деятельность состоит в том, что:

    • включает в себя два вида надзора: прокурорский и административный, причем приоритетом является надзорная деятельность органов прокуратуры;

    • органы надзора осуществляют свои функции в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

    • органы, осуществляющие административно-надзорную деятельность, обеспечивают проверку соблюдения специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах, подзаконных нормативных актах и международных документах на поднадзорных им объектах;

    • в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к нарушителям.

    Виды контроля. По объему обследования выделяют общий и специальный контроль. По стадиям проведения – предварительный, текущий и последующий. По субъекту контроля и характеру их полномочий – международный, контроль Президента РФ органов законодательной власти, органов исполнительной власти (в том числе и ведомственный), органов судебной власти, органов местного самоуправления, общественный контроль. По целям контроль классифицируют на комплексный (по всем или нескольким направлениям) и выборочный (по одному направлению или частным вопросам).

    Формы контроля: проверка, инспектирование, ревизия, запрос по конкретному вопросу или направлению деятельности, подготовка отчетов органами и учреждениями УИС, посещение учреждений УИС. обжалование незаконных действий администрации учреждений и органов УИС, личный прием лиц, находящихся под стражей, осужденных и сотрудников учреждений и органов УИС представителями субъектов контроля.