Бюджетная система Российской Федерации. Шпаргалка. Часть 3

    21. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА РФ

    Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате: 1) принятия законов и иных нормативных актов субъекта РФ, а также заключения им или от его имени договоров при осуществлении органами власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ; 2) принятия законов и иных нормативных актов субъекта РФ, а также заключения им или от его имени договоров при осуществлении органами власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения; 3) заключения от имени субъекта РФ договоров его бюджетными учреждениями; 4) принятия законов и иных нормативных актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из его бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями субъектов РФ; 5) принятия нормативных актов субъекта РФ при осуществлении его органами власти полномочий, которые подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

    Расходные обязательства субъекта РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита его бюджета. В установленных случаях расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет территориальных внебюджетных фондов. Законы субъекта РФ, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из бюджета субъекта РФ, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом о бюджете субъекта РФ при условии утверждения этим законом соответствующих субвенций.

    22. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РЕЕСТРЫ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

    Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: 1) принятия нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от его имени договоров по данным вопросам; 2) принятия нормативных актов органов местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий; 3) заключения от имени муниципального образования договоров его бюджетными учреждениями.

    Эти расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ.

    Если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств – свод (перечень) законов, иных нормативных актов, муниципальных актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) названных документов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

    23. ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

    Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы: 1) сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов; 2) профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами; 3) дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

    Федеральный бюджет на 2007 г. утвержден по расходам в сумме 5 463 479,9 млн руб. и доходам в сумме 6 965 317,2 млн руб. исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд руб. и уровня годовой инфляции (потребительских цен) 6,5–8,0 %. Иными словами, на 2007 г. принят бюджет с превышением доходов над расходами на 1 501 837,3 млн руб.

    Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причины бюджетного дефицита: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот теневого капитала; непроизводительные расходы и потери и т. д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита, который: 1) может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; 2) возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т. п.); 3) может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

    24. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТНЫМ КОДЕКСОМ РФ

    Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета. Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

    Дефицит бюджета субъекта РФ и местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 % (для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п. 4 ст. 130 БК РФ, дефицит бюджета не должен превышать 10 %) утвержденного общего годового объема доходов его бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

    В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ дефицит его бюджета может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств его бюджета. Превышение по данным годового отчета об исполнении бюджета этих ограничений является нарушением бюджетного законодательства и влечет применение мер принуждения.

    Аналогичные нормы регулируют дефицит местного бюджета, но здесь его размер не может превышать 10 % (5 %) утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

    25. БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ

    Важным инструментом балансировки бюджетов могут выступать бюджетные кредиты. Он может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными актами бюджетного законодательства РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц – также по обязательным платежам в бюджетную систему, за исключением случаев реструктуризации обязательств. Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов в случае реструктуризации их обязательств (задолженности) по ранее полученным бюджетным кредитам, а также в случаях предоставления Россией бюджетных кредитов иностранным государствам и иностранным юридическим лицам. Кредит предоставляется на условиях возмездности, если не предусмотрено иное.

    При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям бюджетных кредитов. Кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения, за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Минфином РФ, финансовым органом субъекта РФ, муниципального образования.

    В установленных случаях бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки его финансового состояния, его гаранта или поручителя.

    26. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ПЕРЕД РФ

    Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе средств федерального бюджета, в том числе бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет. При нарушении сроков возврата и использовании не по целевому назначению средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств по предоставленным РФ государственным (муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств, подлежащие перечислению в федеральный бюджет: 1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; 2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам).

    Минфину РФ предоставляется право требования от имени РФ возврата задолженности юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований по денежным обязательствам перед РР, в том числе задолженности по средствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которых являлась передача акций в собственность РФ. Министерство вправе осуществлять работу по возврату задолженности с участием агентов Правительства РФ. Исковая давность, установленная гражданским законодательством РФ, не распространяется на требования РФ, возникшие: 1) в связи с предоставлением Россией за счет целевых иностранных кредитов, предоставлением на возвратной и возмездной основе бюджетных средств, в том числе бюджетных кредитов, включая требования по уплате процентов и иных платежей, предусмотренных договором или законом, в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков; 2) в связи с предоставлением и исполнением Россией государственных гарантий РФ; 3) по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность РФ; 4) из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных обязательств.

    27. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

    Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджета. Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. Внутренние источники: 1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в рублях, и средствами, направленными на их погашение; 2) разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов; 3) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов; 4) разница между полученными и погашенными Россией в рублях бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ; 5) разница между полученными и погашенными Россией в рублях кредитами банков; 6) разница между полученными и погашенными Россией в рублях кредитами международных финансовых организаций; 7) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года; 8) иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета: а) поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ; б) поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; в) курсовая разница по средствам федерального бюджета; г) объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в рублях, если исполнение гарантом гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; д) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из этого бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в рублях; е) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам кредитов в рублях; ж) прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

    28. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

    Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета: 1) разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в инвалюте, и средствами, направленными на их погашение; 2) разница между полученными и погашенными Россией в инвалюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; 3) разница между полученными и погашенными Россией в инвалюте кредитами банков.

    Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета: 1) объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в инвалюте, если исполнение гарантом гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; 2) разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Россией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; 3) прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

    Утвержденный на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 % прогнозируемого ВВП, указанного в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Указанное ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году.

    29. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

    Для финансирования дефицита местного бюджета можно использовать только внутренние источники:

    1) разницу между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в рублях, и средствами, направленными на их погашение; 2) разницу между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами банков в рублях; 3) разницу между полученными и погашенными муниципальным образованием в рублях бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами; 4) разницу между полученными в инвалюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов; 5) изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего года; 6) иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета: а) поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; б) курсовая разница по средствам местного бюджета; в) объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в рублях, если исполнение гарантом гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; г) объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в инвалюте, предоставленных РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу; д) объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в рублях; е) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам кредитов в рублях; ж) разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам кредитов в рублях.

    Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем году на покрытие временных кассовых разрывов.

    30. МЕРЫ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

    Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанными считаются нижеперечисленные представления об этой форме бюджетной разбалансированности. Если бюджетный дефицит – зло, то еще большим злом для экономики и финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо труднее поддающиеся лечению. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемого свойства здоровой, динамично развивающейся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.

    Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего, по оценкам, 2–3% валового внутреннего продукта. Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы: 1) внутренние и внешние займы; 2) ужесточение налогообложения; 3) денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета). Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью неинфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита.

    В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой – способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: 1) изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; 2) более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства; 3) сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т. п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ; 4) запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.