Бюджетная система Российской Федерации. Шпаргалка. Часть 2

    11. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

    Неналоговые доходы складываются из: 1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; 2) доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; 3) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями после уплаты налогов и сборов; 4) средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия; 5) средств самообложения граждан; 6) иных неналоговых доходов.

    В составе доходов от использования государственного или муниципального имущества учитываются: 1) доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; 2) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях; 3) средства, получаемые от передачи государственного или муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) в залог, в доверительное управление;

    4) плата за пользование бюджетными кредитами;

    5) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; 6) часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 7) другие доходы от использования государственного или муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

    12. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

    Если какое-либо бюджетное учреждение получает доходы от предпринимательской деятельности, они (после уплаты налогов и сборов) полностью учитываются в смете этого учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования государственного или муниципального имущества либо как доходы от оказания платных услуг. Доходы от продажи государственной и муниципальной собственности в полном объеме зачисляются в соответствующие бюджеты.

    БК РФ детально регламентирует порядок зачисления в бюджеты сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ. В частности, суммы штрафов за нарушение налогового законодательства подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке: 1) суммы штрафов, исчисляемых исходя из сумм налогов (сборов), предусмотренных налоговым законодательством, – в бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ применительно к соответствующим налогам (сборам); 2) суммы штрафов, предусмотренных ст. 116, 117 и 118, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ: в федеральный бюджет – по нормативу 50 %; в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, – по нормативу 50 %; 3) суммы штрафов, предусмотренных ст. 129.2 НК РФ, – в бюджеты субъектов РФ, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, по нормативу 100 %.

    Суммы штрафов за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке: в федеральный бюджет – по нормативу 50 %; в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, – по нормативу 50 %.

    К собственным доходам бюджетов относятся: 1) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; 2) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными актами представительных органов; 3) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

    13. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ. ЗАЧИСЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

    К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    • субсидии из других бюджетов бюджетной системы (межбюджетные субсидии); • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

    • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов; • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.

    Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, под которыми понимаются операции по передаче средств между бюджетами, связанные с: 1) изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве; 2) передачей полномочий по финансированию расходов; 3) передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.

    Для формирования бюджетов важное значение имеет определение момента зачисления доходов в бюджет и в бюджет государственного внебюджетного фонда. Доходы от федеральных и региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными актами между бюджетами, а также бюджетами внебюджетных фондов.

    Органы казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

    14. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ. БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ

    Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ формируются в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Расходы бюджетов зависят от объема бюджетных доходов. Однако и потребности государства в новых расходах инициируют поиск новых дополнительных источников доходных поступлений. Поэтому расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.

    К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: 1) оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; 2) социальное обеспечение населения; 3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; 4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; 5) предоставление межбюджетных трансфертов; 6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 7) обслуживание государственного (муниципального) долга; 8) исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.

    15. ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ

    Оно должно содержать: 1) выписку из реестра расходных обязательств по обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения такого задания; 2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; 3) показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых физическим и юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг; 4) порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; 5) предельные цены на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления; 6) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; 7) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

    Такое задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями услуг физическим и юридическим лицам.

    Такое задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией, на срок до года при утверждении бюджета на очередной финансовый год и на срок до 3-х лет при утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

    Обеспечение выполнения таких заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией.

    16. РАСХОДЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ

    Обеспечение выполнения функций таких учреждений включает: 1) оплату труда их работников, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов госвласти, органов местного самоуправления, лиц, замещающих госдолжности РФ, субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными актами; 2) оплату поставок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд; 3) уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей; 4) возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

    Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме установленных случаев.

    Если предметами контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность цикла выполнения, оказания которых составляет более 3-х лет (1-го года – в случае утверждения закона субъекта РФ о бюджете (решения о местном бюджете) на очередной финансовый год), такие контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ, а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ.

    17. БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ

    Формами оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики на текущее их функционирование являются, помимо прочего, субсидии. Субсидии юридическим лицам (за исключением государственным (муниципальным) учреждениям), предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с их производством (реализацией). Такие субсидии предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ – в случаях и порядке, предусмотренных законом о федеральном бюджете, законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Правительства РФ; 2) из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, законами о бюджетах территориальных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами высшего исполнительного органа субъекта РФ; 3) из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными актами местной администрации.

    Акты, регулирующие предоставление субсидий названным получателям, должны определять: 1) категории и критерии отбора получателей; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения установленных условий.

    В бюджетах могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг. Порядок определения объема и предоставления таких субсидий из федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. В законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. Порядок определения их объема и предоставления из федерального бюджета устанавливается Правительством РФ.

    18. БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

    Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью: более 600 млн руб., не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством РФ; • менее 600 млн руб., не включенные в названные программы, принимаются главным распорядителем в порядке, определяемом Правительством РФ (за исключением объектов федеральных государственных унитарных предприятий). Бюджетные инвестиции в объекты строительства государственной собственности РФ в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью: • более 8 млрд руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому проекту и соответствующему ему виду расходов; • более 100 млн руб., включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому проекту и соответствующему ему виду расходов; • менее 100 млн руб., включенные в названную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.

    Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения его уставного фонда. Бюджетные инвестиции в объекты строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

    Важно, что осуществление бюджетных инвестиций в объекты строительства, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности, не допускается. Законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов строительства собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование объектов строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

    19. РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ В СОСТАВЕ БЮДЖЕТОВ

    Бюджетное законодательство предусматривает создание в расходной части бюджетов резервных фондов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Одновременно в законодательстве содержится норма, запрещающая создание резервных фондов законодательных органов и депутатов законодательных органов. Размер этих фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами их законодательной власти при утверждении бюджетов на очередной год. Целевое назначение средств резервных фондов – финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

    Ассигнования резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.

    Порядок использования ассигнований названных резервных фондов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 % утвержденных расходов бюджета. Резервный фонд Президента РФ используется на финансовое обеспечение. В законодательстве особо подчеркивается, что расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

    20. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РФ

    Расходные обязательства РФ возникают в результате: 1) принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов власти субъектов РФ; 2) заключения Российской Федерацией или от имени РФ договоров при осуществлении федеральными органами власти полномочий по предметам ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов власти субъектов РФ; 3) заключения от имени РФ договоров ее бюджетными учреждениями; 4) принятия федеральных законов и нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе: субвенций бюджетам субъектов РФ на исполнение расходных обязательств субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий РФ; субвенций бюджетам субъектов РФ для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением их органов отдельными государственными полномочиями РФ.

    Федеральные законы и акты Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам). Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. В установленных случаях расходные обязательства РФ исполняются за счет средств внебюджетных фондов.