Банковское право: Шпаргалка. Часть 2

    11. Обязанность центрального банка РФ по отзыву лицензии

    Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию в случаях:

    • если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

    • если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного ЦБ РФ на дату государственной регистрации кредитной организации. Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

    • если кредитная организация не исполняет в срок, установленный ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования ЦБ РФ о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

    • если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения на сумму не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом.

    Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется ЦБ РФ в его официальном издании «Вестник Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

    Решение ЦБ РФ об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта ЦБ РФ и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения ЦБ РФ, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения ЦБ РФ.

    После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована.

    12. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

    Банкротство – это способ оздоровления экономики и урегулирования конфликта должника и кредитора.

    Согласно ФЗ от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» под несостоятельностью (банкротством) кредитной организациипонимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

    Признаки банкротства кредитной организации:

    • неисполнение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей;

    • срок неисполнения требований и (или) обязанности составляет не менее 14 дней со дня наступления даты их исполнения.

    Меры по предупреждению банкротствакредитных организаций:

    • финансовое оздоровление кредитной организации во внесудебном порядке (оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации, изменение организационной структуры кредитной организации);

    • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, которая является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемой ЦБ РФ;

    • реорганизация кредитной организации.

    13. Конкурсное производство при банкротстве кредитной организации

    Конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к кредитной организации, признанной банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство является ликвидационной стадией конкурсного процесса.

    Согласно ст. 124 Закона о несостоятельности (банкротстве) принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства и означает невозможность восстановления платежеспособности должника.

    Срок конкурсного производства не может превышать одного года (с правом арбитражного суда продлить указанный срок не более чем на 6 месяцев).

    С момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

    • продолжают действовать последствия отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных Законом о банках;

    • сведения о финансовом состоянии кредитной организации прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну (речь идет только об информации о финансовом состоянии должника);

    • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества кредитной организации или влекущих за собой передачу ее имущества третьим лицам во владение и пользование, допускается исключительно в порядке такого предоставления;

    • все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам, могут быть предъявлены только в порядке конкурсного производства;

    • исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», подлежат передаче судебными приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов и актов других органов, конкурсному управляющему;

    • снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации.

    С момента принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления кредитной организации отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом кредитной организации.

    При принятии решения о признании кредитной организации банкротом, не имеющей лицензии ЦБ РФ на привлечении денежных средств физических лиц во вклады и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд в своем определении утверждает кандидатуру конкурсного управляющего.

    14. Ликвидация и реорганизация кредитной организации

    Государственная регистрация фактов ликвидации и реорганизации осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации, с учетом особенностей, установленных Законом о банках и нормативными актами ЦБ РФ. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в ЦБ РФ.

    ЦБ РФ после принятия решения о государственной регистрации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

    Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в ЦБ РФ всех оформленных в установленном порядке документов.

    Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в ЦБ РФ всех документов.

    ЦБ РФ имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) ЦБ РФ по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.

    Учредители (участники) кредитной организации назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с ЦБ РФ.

    Кредитная организация считается прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    15. Принудительная ликвидация кредитной организации

    Принудительная ликвидация кредитной организации проводится по инициативе ЦБ РФ.

    Центральный Банк РФ после отзыва у кредитной организации лицензии обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки банкротства, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    Заявление ЦБ РФ о принудительной ликвидации кредитной организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий одного месяца со дня подачи указанного заявления.

    Арбитражный суд направляет решение о ликвидации кредитной организации в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации.

    Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию ЦБ РФ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

    Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, аккредитованного при ЦБ РФ в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

    Ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора и действует до дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. Основные полномочия ликвидатора:

    • проведение собрания кредиторов;

    • составление промежуточного ликвидационного баланса с перечнем требований кредиторов;

    • удовлетворение требований кредиторов с реализацией имущества кредитной организации в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

    • представление отчета о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса собранию кредиторов или комитету кредиторов кредитной организации. Арбитражный суд утверждает отчет согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации, но может быть продлен арбитражным судом.

    16. Филиалы и представительства кредитной организации

    Согласно ст. 22 Закона о банках филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ.

    Кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление валютных операций, имеют право открывать филиалы, расположенные на территории иностранных государств.

    Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются ЦБ РФ.

    Представительство кредитной организации – это ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

    Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании корпоративных положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

    Руководители филиалов и представительств действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности от законного представителя кредитной организации.

    Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления об этом ЦБ РФ. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.

    17. Денежная система, ее элементы

    Денежная система РФ представляет собой национальную систему организации денежного обращения, исторически сложившуюся, закрепленную традициями и оформленную законодательно.

    Элементы национальной денежной системы

    1. Официальная денежная единица (валюта) страны, служащая масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке. Основная денежная единица имеет деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копеек, 1 фунт стерлингов =100 пенсов). Подзаконными актами или решениями центральных банков стран регламентируются виды круп-нокупюрных денежных знаков.

    2. Порядок обеспечения денежных знаков – это характеристика видов и основных правил их обеспечения.

    3. Эмиссионный механизм – это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.

    4. Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчетов.

    5. Порядок налично-денежного и безналичного денежного обращения.

    6. Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составлений и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.

    7. Механизм денежно-кредитного регулирования: во-первых, представляет собой совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики; во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования; в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

    8. Курс национальной валюты – это официально установленное стоимостное соотношение между рублем и национальными валютами иных стран. Порядок установления валютного курса представляет собой совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную по актам ЦБ РФ. Официальный курс рубля определяется ЦБ РФ и публикуется в печати.

    9. Порядок кассовой дисциплины включает общие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.

    18. Типы денежной системы

    Для характеристики денежной системы страны необходимо определить не только ее элементы, но и тип. Типы денежных систем определяются, прежде всего, в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной, виртуальной). Товарные и металлические деньги являются полноценными, бумажные и виртуальные – неполноценными.

    Современный тип денежной системы характеризуется следующими признаками:

    • отмена официального золотого содержания денежных единиц, деньги не имеют металлической основы, демонетизация золота;

    • переход к неразменным на золото кредитным деньгам;

    • сохранение в денежном обороте наряду с кредитными деньгами бумажных денег в форме казначейских билетов;

    • выпуск банкнот в обращение в порядке кредитования хозяйств, государства, а также под прирост официальных золотых и валютных резервов;

    • преобладание в денежном обращении безналичного оборота при сокращении наличного. Принципы управления денежной системой

    это совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относятся:

    1) централизованное управление национальной денежной системой;

    2) прогнозное планирование денежного оборота, означающее, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Основной финансовый план государства – бюджет – оформляется законодательно и носит директивный характер;

    3) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот. Все денежные знаки обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.);

    4) административная подчиненность и подотчетность ЦБ РФ только законодательной власти;

    5) постоянный государственный надзор и контроль за денежным оборотом, который осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.);

    6) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны, как средства платежа.

    19. Правовое регулирование денежного обращения

    Денежное обращение – движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, нетоварные платежи и расчеты.

    Формы денежного обращения:

    • обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет);

    • безналичное денежное обращение состоит в списании денежной суммы со счета одного субъекта и зачислении ее на счет другого субъекта с участием банка.

    Регулирование денежного обращения выражается в денежно-кредитной (монетарной) политике, которую осуществляет ЦБ РФ, и состоит в изменении предложения денег с целью снижения инфляции и стимулирования экономического роста.

    Оптимально организованная денежная система способствует эффективному кругообороту доходов и расходов, наилучшим образом обслуживает развитие всех сфер экономической деятельности, движение экономики в целом.

    Политика «дорогих денег» проводится для обуздания инфляции. Сокращение денежного предложения вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.

    Политика «дешевых денег» направлена на стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит, становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.

    Инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ установлены в ст. 35 Закона о Центральном банке РФ:

    • процентные ставки по операциям Банка России;

    • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    • операции на открытом рынке;

    • рефинансирование кредитных организаций;

    • валютные интервенции;

    • установление ориентиров роста денежной массы;

    • прямые количественные ограничения;

    • эмиссия облигаций от своего имени.

    20. Основные методы денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ

    К таким методам относятся:

    • изменение учетной ставки;

    • операции на открытом рынке;

    • изменение норм обязательных резервов.

    Учетная политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем изменения учетной ставки ЦБ РФ. По этой ставке осуществляется переучет банковских векселей, может предоставляться им ломбардный кредит (под залог ценных бумаг). Повышая ставку по кредитам, ЦБ РФ побуждает другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняет пополнение резервных счетов, ведет к росту процентных ставок по коммерческим кредитам и в конечном счете к сокращению кредитных операций в стране. Если ЦБ РФ снижает учетную ставку, он облегчает для коммерческих банков пополнение ресурсов и тем самым поощряет кредитную экспансию.

    Операции на открытом рынке – это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных вложений банков путем размещения государственного долга. ЦБ РФ по поручению Правительства РФ на аукционах (первичный рынок) проводит размещение государственных или корпоративных (при государственной гарантии) ценных бумаг среди официальных дилеров. Правительство, получая денежные средства, использует их для покрытия дефицита государственного бюджета или для других целей. ЦБ РФ, то покупая, то продавая государственные ценные бумаги, регулирует их доходность, следовательно, стимулирует коммерческие банки и население покупать или продавать эти бумаги, а значит, уменьшать или увеличивать свои кредитные ресурсы, направляя потоки кредитов на те или иные рынки.

    Изменение норм обязательных резервов.

    ЦБ РФ повышает или снижает норму обязательных резервов в зависимости от экономической ситуации в стране. При увеличении нормы у коммерческих банков уменьшаются суммы на выдачу кредитов. Предложение денег сокращается, заемные средства становятся дороже, что снижает деловую активность, вызывает сокращение производства и наличных денег в обращении, а также уменьшение инфляции. Напротив, снижение резервной нормы вызывает кредитную экспансию – предложение денег растет, процентная ставка снижается, кредит становится привлекательным, следовательно, прибыльными являются новые инвестиции для предприятий. Это в свою очередь означает рост производства и снижение уровня безработицы.

    Баланс денежных доходов и расходов населения содержит доходную и расходную части. Его основная функция – обобщение информации от финансовых учреждений.