Антропология: Шпаргалка. Часть 1

    1. Понятие антропологии

    Антропология (или антропологическая наука) в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Для настоящего времени характерно неоднозначное понимание содержания антропологии: 1) как общей науки о человеке, объединяющей в себе знания разнообразных естественно-научных и гуманитарных дисциплин; 2) как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропологических признаков).

    Предметом изучения биологической (или физической) антропологии является многообразие биологических признаков человека во времени и пространстве. Задача биологической антропологии – выявление и научное описание изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и систем этих (антропологических) признаков, а также выявление причин, обусловливающих это многообразие.

    Уровни изучения биологической антропологии соответствуют практически всем уровням организации человека.

    Физическая антропология имеет несколько основных разделов – направлений исследования биологии человека. С большой долей условности можно говорить о существовании антропологии исторической (исследует историю и праисторию многообразия человека) и антропологии географической (исследует географическую вариабельность человека).

    В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. Практически одновременно в странах Западной Европы и в России были учреждены первые научные антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. Среди основоположников научной антропологии – выдающиеся ученые своего времени: П. Брок, П. Топинар, К. Бэр, А. Богданов, Д. Анучин и др.

    К периоду становления физической антропологии относится разработка общих и частных антропологических методик, формируются специфическая терминология и сами принципы исследований, происходят накопление и систематизация материалов, касающихся вопросов происхождения, этнической истории, расового многообразия человека как биологического вида.

    Российская антропологическая наука уже к началу XX в. представляла собой самостоятельную дисциплину и имела своим основанием непрерывную научную традицию комплексного подхода к исследованию человека.

    2. Антропология в России

    Антропология в России стала биологической наукой о строении человеческого тела, о многообразии его форм.

    Официальным годом «рождения» антропологии в России считается 1864 г, когда по инициативе первого российского антрополога А. Богданова (1834–1896) был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – ОЛЕАЭ). Истоки антропологических исследований в России связаны с именами В. Татищева, Г. Миллера и других участников и руководителей разнообразных экспедиций (в Сибирь, на север, Аляску и др.), накапливающих антропологические характеристики различных народов Российской империи на протяжении XVIII–XIX вв.

    Один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., основатель современной эмбриологии, выдающийся географ и путешественник, К. Бэр (1792–1876) известен и как один из крупнейших антропологов своего времени, как организатор антропологических и этнографических исследований в России. В его работе «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822) развивается взгляд о происхождении человечества из общего «корня», о том, что различия между человеческими расами выработались после их расселения из общего центра, под влиянием различных природных условий в зонах их обитания.

    Огромное значение имеют работы Н. Миклухо-Маклая (1846–1888). Будучи зоологом по специальности, он прославил русскую науку не столько работами в этой области, сколько своими исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.

    Развитие русской антропологии в 60-е—70-е гг. XIX в. называют «богдановским периодом». Профессор Московского университета А. Богданов был инициатором и организатором Общества любителей естествознания.

    Важнейшей задачей Общества было содействие развитию естествознания и распространению естественно-исторических знаний. В программу работ Антропологического отдела были включены антропологические, этнографические и археологические исследования, что отражало взгляды того времени на антропологию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре.

    Большой вклад в развитие российской антропологии внес Д. Анучин.

    Первая крупная работа Д. Анучина (1874) была посвящена антропоморфным обезьянам и представляла собой весьма ценную сводку по сравнительной анатомии высших обезьян. Характерной особенностью всей деятельности Д. Анучина было стремление популяризировать науку, сохраняя при этом всю точность и строгость научных исследований. Начало «советского периода» российской антропологии также связано с деятельностью Д. Анучина.

    3. Цели и задачи курса дисциплины «Антропология»

    Общая цель антропологии может быть сформулирована как изучение происхождения и исторического бытия человека.

    Антропологические познания, безусловно, необходимы студентам психолого-педагогических, медико-социальных специальностей и всем специалистам, работающим в области человековедения. Они позволяют углубить знания о биологической сущности человека и в то же время подчеркивают его особенности, выделяющие человека из системы животного мира, – прежде всего его духовность, психическую деятельность, социальные качества, культурологические аспекты его бытия и др.

    Задача дисциплины – проследить процесс взаимодействия биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека, оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих типов, обусловленный полом, возрастом, телосложением (конституцией), экологическими условиями обитания и т. д.; проследить закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

    По завершении курса студенты должны освоить основные понятия антропологии, уяснить ее место в системе наук и практики; изучить антропогенез, его природно-социальную природу, взаимосвязь и противоречия природных и социальных факторов в процессе эволюции человека; знать основы конституциональной и возрастной антропологии и их роль в социальной и социально-медицинской работе; усвоить понятия расогенеза, этногенеза и знать генетические проблемы современных популяций человека; знать основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности и связь с социальной активностью, должны быть освоены система «человек – личность – индивидуальность» в ее социальном развитии, а также возможные девиации, основные понятия девиантного развития, его социальные и природные факторы, антропологические основы социальной и социально-медицинской работы.

    4. Физическая антропология

    Антропология физическая – это биологическая наука о строении человеческого тела, о многообразии его форм.

    Многообразие человека во времени и пространстве складывается из проявлений большого числа самых разных черт и признаков. Антропологический признак – это любая особенность, имеющая конкретное состояние (вариант), по которому обнаруживается сходство или различие между индивидами.

    Специальные разделы антропологии посвящены исследованию генетических, молекулярных, физиологических систем признаков, исследуется морфология на уровне органов и их систем, на уровне индивида. Изменчивость этих характеристик исследуется на надындивидуальном – популяционном уровне.

    Задачи физической антропологии – научное описание биологического разнообразия современного человека и интерпретация причин этого разнообразия.

    Методы исследования:

    а) морфологические;

    б) генетические (в особенности популяционной генетики);

    в) демографические (связь демографии с популяционной генетикой);

    г) физиологические и морфофизиологические (экология и адаптация человека);

    д) психологические и нейропсихологические (антропология и проблема возникновения речи и мышления; расовая психология);

    е) этнологические (приматология и возникновение человеческого общества и семьи);

    ж) математические (биологическая статистика и ее роль для всех разделов антропологии).

    Антропология исследует исторические и географические аспекты изменчивости биологических свойств человека (антропологические признаки). По своему содержанию она относится скорее к кругу исторических дисциплин, а в методологическом отношении – однозначно к сфере биологии.

    Также исторически сложилось разделение физической антропологии на три относительно самостоятельные области исследования:

    антропогенез (от греч. anthropos– человек, genesis– развитие) – область, включающая в себя широкий спектр вопросов, связанных с биологическими аспектами происхождения человека. Это морфология человека, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом;

    расоведение и этническая антропология, изучающие сходство и различия между объединениями человеческих популяций разного порядка. По сути, это та же морфология, но рассматриваемая в масштабе исторического времени и в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком;

    собственно морфология, изучающая вариации строения отдельных органов человека и их систем, возрастную изменчивость организма человека, его физическое развитие и конституцию.

    5. Популяция и ее виды

    Под популяцией (дословно – население) понимается изолированная совокупность особей одного вида, характеризующихся общностью происхождения, местообитания и образующих целостную генетическую систему.

    Согласно более развернутой трактовке популяция – это минимальная и в то же время достаточно многочисленная самовоспроизводящаяся группа одного вида, населяющая определенное пространство на протяжении эволюционно длительного периода времени. Эта группа формирует самостоятельную генетическую систему и собственное экологическое гиперпространство. Наконец, эта группа на протяжении большого числа поколений оказывается изолированной от других аналогичных групп особей (индивидов).

    Основные критерии популяции – это:

    • единство местообитания или географическое расположение (ареал);

    • единство происхождения группы;

    • относительная изолированность этой группы от других аналогичных групп (наличие межпопуляционных барьеров);

    • свободное скрещивание внутри группы и соблюдение принципа панмиксии, т. е. равновероятность встречи всех существующих генотипов в пределах ареала (отсутствие значительных внутрипопуляци-онных барьеров).

    Возможность поддержания в течение ряда поколений такой численности, которая является достаточной для самовоспроизведения группы.

    Все перечисленные биологические определения оказываются одинаково справедливыми и в отношении человека. Но поскольку антропология имеет двоякую направленность – биологическую и историческую, из представленных формулировок можно вывести два важных следствия:

    • следствие биологическое: индивиды, входящие в состав популяции должны характеризоваться несколько большим сходством между собой, чем с индивидами, относящимися к другим аналогичным группам. Степень этого сходства определяется единством происхождения и занимаемой территории, относительной изоляцией популяции и временем этой изоляции;

    • следствие историческое: популяция человека – особая категория популяций, имеющая свои особенности. Ведь это общность именно людей, и популяционная история представляет собой не что иное как «судьбу» отдельного человеческого сообщества, имеющего свои традиции, социальную организацию и культурную специфику. Подавляющее большинство популяций имеет уникальную, довольно сложную и до сих пор не разработанную иерархическую структуру, подразделяясь на ряд естественных более мелких единиц и в то же время входя в более крупные популяционные системы (в том числе этнотерриториальные общности, расовые группы и т. п.).

    6. Антропогенез: основные теории

    Антропогенез (от греч. anthropos– человек, genesis– развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития.

    Комплекс подходов к изучению прошлого человечества включает:

    1) биологические науки:

    • биология человека – морфология, физиология, церебрология, палеонтология человека;

    • приматология – палеонтология приматов;

    • палеонтология – палеонтология позвоночных, палинология;

    • общая биология – эмбриология, генетика, молекулярная биология, сравнительная анатомия.

    2) физические науки:

    • геология – геоморфология, геофизика, стратиграфия, геохронология;

    • химия;

    • тафономия (наука о захоронении ископаемых остатков);

    • методы датирования – распад радиоактивных элементов, радиоуглеродный, термолюминесцентный, косвенные методы датирования;

    3) социальные науки:

    • археология – археология палеолита, археология позднейших времен;

    • этноархеология, сравнительная этнология;

    • психология.

    Количество теорий о происхождении человека огромно, однако основными являются две – теории эволюционизма (возникшая на основе теории Дарвина и Уоллеса) и креационизма (возникшая на основе Библии).

    Вот уже около полутора столетия не стихают дискуссии между сторонниками этих двух различных теорий в биологии и естествознании.

    Согласно эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Место человека в отряде современных приматов таково:

    1) подотряд полуобезьян: секции лемуроморфных, лориморфных, тарсииморфных;

    2) подотряд антропоидов:

    а) секция широконосых обезьян: семейство игрункообразных и капуцинообразных;

    б) секция узконосых обезьян:

    • надсемейство церкопитекоидов, семейство мартышкообразных (низшие узконосые): подсемейство мартышковых и тонкотелых;

    • надсемейство гоминоидов (высшие узконосые):

    • семейство гиббонообразных (гиббоны, сиаманги);

    • семейство понгид. Орангутан. Африканские понгиды (горилла и шимпанзе) как самые близкие родственники человека;

    • семейство гоминид. Человек – его единственный современный представитель.

    7. Основные этапы эволюции человека: Часть 1

    В настоящее время выделяют следующие основные этапы эволюции человека: дриопитек – рамапитек – австралопитек – человек умелый – человек прямоходящий – неандертальский человек (палеоантроп) – неоантроп (это уже человек современного типа, homo sapiens).

    Дриопитеки появились 17–18 млн лет назад и вымерли около 8 млн лет назад, обитали в тропических лесах. Это ранние человекообразные обезьяны, которые, вероятно, появились в Африке и пришли в Европу во время пересыхания доисторического моря Тетис. Группы этих обезьян лазили по деревьям и питались их плодами, поскольку их коренные зубы, покрытые тонким слоем эмали, не были пригодны для пережевывания грубой пищи. Возможно, дальним предком человека был рамапитек (рама – герой индийского эпоса). Предполагается, что рамапитеки появились 14 млн лет назад и вымерли около 9 млн лет назад. О их существовании стало известно по найденным в Сиваликских горах в Индии фрагментам челюсти. Были ли эти существа прямоходящими, установить пока невозможно.

    Австралопитеки, населявшие Африку 1,5–5,5 млн лет назад, были связующим звеном между животным миром и первыми людьми. Австралопитеки не имели таких естественных органов защиты, как мощные челюсти, клыки и острые когти, и уступали в физической силе крупным животным. Использование природных предметов в качестве орудий для защиты и нападения, позволило австралопитекам защищать себя от врагов.

    В 60–70 гг. XX в. в Африке же были обнаружены останки существ, объем полости черепа которых составлял 650 см3 (значительно меньше, чем у человека). В непосредственной близости от места находки были обнаружены самые примитивные орудия труда из гальки. Ученые предположили, что это существо может быть отнесено к роду Homo,и дали ему название Homo habilisчеловек умелый, подчеркивающее его умение изготавливать примитивные орудия труда. Судя по найденным останкам, датирующимся 2–1,5 млн лет назад, человек умелый существовал более полумиллиона лет, медленно эволюционировал, пока не приобрел значительное сходство с человеком прямоходящим.

    Одной из самых замечательных была находка первого питекантропа, или человека прямоходящего (Homo erektus),обнаруженного голландским ученым Э. Дюбуа в 1881 г. Человек прямоходящий существовал приблизительно от 1,6 млн до 200 тыс. лет назад.

    Древнейшие люди обладают сходными признаками: массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед, на низком покатом лбу имеется надглазничный валик, высота черепа по сравнению с черепом современного человека мала, но объем мозга варьирует в пределах 800-1400 см3. Наряду с добыванием растительной пищи питекантропы занимались охотой, о чем свидетельствуют находки в местах их жизни костей мелких грызунов, оленей, медведей, диких лошадей, буйволов.

    8. Основные этапы эволюции человекА: Часть 2

    Древнейших людей сменили древние люди – неандертальцы (по месту их первой находки в долине р. Неандр, Германия).

    Неандертальцы жили в ледниковую эпоху от 200 до 30 тыс. лет назад. Широкое распространение древних людей не только в областях с теплым благоприятным климатом, но и в суровых условиях подвергшейся обледенению Европы свидетельствует об их значительном по сравнению с древнейшими людьми прогрессе: древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь, уже владели речью, объем их мозга равен объему мозга современного человека, о развитости мышления свидетельствуют орудия их труда, которые по форме были довольно разнообразными и служили для самых различных целей – охоты на животных, разделывания туш, строительства жилища.

    Выявлено возникновение элементарных социальных взаимоотношений у неандертальцев: забота о раненых или больных. У неандертальцев впервые встречаются захоронения.

    Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, достигали меньшей смертности детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия существования. Умение изготовлять орудия труда, членораздельная речь, способность к обучению – эти качества оказались полезными и для коллектива в целом. Естественный отбор обеспечивал дальнейшее прогрессивное развитие многих признаков. В результате совершенствовалась биологическая организация древних людей. Но влияние социальных факторов на развитие неандертальцев становилось все сильнее.

    Возникновение людей современного физического типа (Homo sapiens), сменивших древних людей, произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад.

    Ископаемые люди современного типа обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников.

    9. Эволюция и второй закон термодинамики

    Важный и до сих пор не решенный вопрос в науке – это согласование эволюции и второго закона термодинамики. Можно ли теорию универсальной эволюции от неживой материи к самозарождению живого и далее через постепенное развитие простейших одноклеточных организмов в сложные многоклеточные и, в конечном счете, в человека, в котором имеется не только биологическая, но и духовная жизнь, согласовать со вторым законом термодинамики, который носит настолько всеобщий характер, что его называют законом роста энтропии (беспорядка), действующим во всех закрытых системах, включая всю Вселенную?

    Пока разрешить эту фундаментальную проблему никому не удалось. Существование одновременно универсальной эволюции и закона роста энтропии как всеобщих законов материальной Вселенной (как закрытой системы) невозможно, так как они несовместимы.

    На первый взгляд, можно и естественно предположить, что макроэволюция может иметь место локально и временно (на Земле). Ряд нынешних эволюционистов считает, что конфликт между эволюцией и энтропией снимается тем, что Земля – открытая система и поступающей от Солнца энергии вполне достаточно для того, чтобы стимулировать универсальную эволюцию на протяжении огромного геологического времени. Но такое предположение игнорирует то очевидное обстоятельство, что приток тепловой энергии в открытую систему прямо приводит к росту энтропии (а следовательно, и к уменьшению функциональной информации) в этой системе. И чтобы воспрепятствовать огромному росту энтропии вследствие притока большого количества тепловой солнечной энергии в земную биосферу, избыток которой может только разрушать, а не строить организованные системы, требуется введение дополнительных гипотез, например о таком биохимическом информационном коде, предопределяющем ход гипотетической макроэволюции земной биосферы, и о таком глобальном сложнейшем конверсионном механизме превращения приходящей энергии в работу по самовозникновению простейших воспроизводящихся клеток и дальнейшему движению от таких клеток к сложным органическим организмам, которые пока неизвестны науке.

    10. Предпосылки эволюционизма и креационизма

    Среди исходных предпосылок доктрины эволюционизма имеются следующие:

    1) гипотеза об универсальной эволюции, или макроэволюции (от неживой материи к живой). – Ничем не подтверждено;

    2) самозарождение живого в неживом. – Ничем не подтверждено;

    3) такое самозарождение произошло только однажды. – Ничем не подтверждено;

    4) одноклеточные организмы постепенно развились в многоклеточные организмы. – Ничем не подтверждено;

    5) должно быть много переходных форм в макро-эволюционной схеме (от рыб к амфибиям, от амфибий к пресмыкающимся, от пресмыкающихся к птицам, от пресмыкающихся к млекопитающим);

    6) сходство живых существ является следствием «общего закона эволюции»;

    7) объяснимые с точки зрения биологии эволюционные факторы рассматриваются как достаточные для объяснения развития от простейших форм к высокоразвитым (макроэволюция);

    8) геологические процессы интерпретируются в рамках очень длительных временных периодов (геологический эволюционный униформизм). – Весьма спорно;

    9) процесс отложения ископаемых останков живых организмов происходит в рамках постепенного наслоения рядов ископаемых.

    Соответствующие контрпредпосылки доктрины креационизма тоже основаны на вере, но имеют самосогласованное и не противоречащее фактам объяснение:

    1) вся Вселенная, Земля, живой мир и человек сотворены Богом в порядке, описанном в Библии (Быт.,1). Это положение входит в основные посылки библейского теизма;

    2) Бог сотворил по разумному плану и одноклеточные, и многоклеточные организмы и вообще все виды организмов флоры и фауны, а также венец творения – человека;

    3) сотворение живых существ произошло однажды, поскольку они далее могут воспроизводить сами себя;

    4) объяснимые с точки зрения биологии эволюционные факторы (естественный отбор, спонтанные мутации) изменяют только имеющиеся основные типы (микроэволюция), но не могут нарушить их границ;

    5) сходство живых существ объясняется единым планом Творца;

    6) геологические процессы интерпретируются в рамках кратких временных периодов (теория катастроф);

    7) процесс отложения ископаемых останков живых организмов происходит в рамках катастрофической модели происхождения.

    Принципиальное различие доктрин креационизма и эволюционизма заключается в различии мировоззренческих посылок: что лежит в основе жизни – разумный план или слепой случай? Эти разные исходные посылки обеих доктрин в равной степени ненаблюдаемы и не могут быть проверены в научных лабораториях.

    11. Конституциональная антропология: основные понятия

    Под общей конституцией понимается интегральная характеристика организма человека, его «суммарное» свойство определенным образом реагировать на средовые воздействия, не нарушая при этом связи отдельных признаков организма как целого. Это качественная характеристика всех индивидуальных особенностей субъекта, генетически закрепленных и способных меняться в процессе роста и развития под воздействием факторов среды.

    Под частной конституцией понимаются отдельные морфологические и (или) функциональные комплексы организма, способствующие его благополучному существованию. В это понятие входят габитус (внешний облик), соматический тип, тип телосложения, особенности функционирования гуморальной и эндокринной систем, показатели обменных процессов и др.

    Конституциональные признаки рассматриваются как комплекс, т. е. характеризуются функциональным единством. В этот комплекс следует включать:

    • морфологические характеристики организма (телосложение);

    • физиологические показатели;

    • психические свойства личности.

    В антропологии наиболее разработаны частные морфологические конституции.

    Разработке конституциональных схем посвящены работы огромного числа антропологов, медиков и психологов. Среди них Г. Виола, Л. Мануврие, К. Сиго, И. Галант, В. Штефко и А. Островский, Э. Кречмер, В. Бунак, У Шелдон, Б. Хит и Л. Картер, В. Чтецов, М. Уткина и Н. Лутовинова, В. Дерябин и др.

    Конституциональные классификации можно разделить еще на две группы:

    • морфологические, или соматологические, схемы, в которых конституциональные типы определяются на основе внешних признаков сомы (тела);

    • функциональные схемы, в которых особое внимание отводится функциональному состоянию организма.

    12. Конституциональные схемы Э. Кречмера И В. Бунака

    Э. Кречмер считал, что наследственность является единственным источником морфологического разнообразия.

    Надо заметить, что его взгляды явились основой создания большинства позднейших классификаций. Выделенные им типы под другими названиями можно узнать во многих схемах, даже если принципы их построения отличаются. Очевидно, это – следствие отражения реального разнообразия людей, отмеченного Э. Кречмером в виде дискретных типов. Однако эта схема не лишена недостатков: она имеет конкретное практическое предназначение – предварительная диагностика психических патологий. Э. Кречмер выделил три основных конституциональных типа: лептосомный (или астенический), пикнический и атлетический.

    Схожей, но лишенной многих недостатков предыдущей схемы, является соматотипологическая классификация, разработанная В. Бунаком в 1941 г.

    Ее принципиальное отличие от схемы Э. Кречмера – жесткое определение степени важности конституциональных признаков. Схема построена по двум координатам телосложения – степени развития жироотложения и степени развития мускулатуры. Дополнительными признаками являются формы грудной клетки, брюшной области и спины. Схема В. Бунака предназначена для определения нормальной конституции лишь у взрослых мужчин и неприменима к женщинам; длина тела, костный компонент, а также антропологические признаки головы в ней не учитываются.

    Сочетание двух координат позволяет рассмотреть три основных и четыре промежуточных типа телосложения. Промежуточные варианты сочетают в себе признаки основных типов. Они были выделены В. Бунаком, поскольку на практике очень часто выраженность положенных в основу схемы признаков не вполне отчетлива и признаки разных типов часто сочетаются друг с другом. Еще два типа телосложения автор выделил как неопределенные, хотя, по сути, они также являются промежуточными.

    13. Конституциональная схема В. Дерябина

    Проанализировав весь спектр имеющихся конституциональных схем (а их намного больше, чем было рассмотрено), отечественный антрополог В. Дерябин выделил два общих подхода к решению проблемы непрерывности и дискретности в конституционологии:

    • при априорном подходе автор схемы еще до ее создания имеет собственное представление о том, какие бывают типы телосложения. Исходя из этого он конструирует свою типологию, делая акцент на тех признаках или их комплексах, которые соответствуют его априорным представлениям о закономерности морфологической изменчивости. Этот принцип использован в подавляющем большинстве рассмотренных нами конституциональных схем;

    • апостериорный подход предполагает не простое наложение схемы индивидуального морфологического разнообразия на объективно существующую изменчивость – сама конституциональная система строится исходя из зафиксированного масштаба изменчивости, с учетом ее закономерностей. При таком подходе теоретически лучше будут учитываться объективные закономерности морфофункциональных связей и коррелированности признаков. Сводится к минимуму и субъективность типологии. При этом используется аппарат многомерной математической статистики.

    На основании измерений 6000 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет В. Дерябин выделил три главных вектора соматической изменчивости, которые в совокупности представляют трехмерное координатное пространство:

    • первая ось описывает изменчивость общих размеров тела (габаритные размеры скелета) по координате макро– и микросомии. Один ее полюс – это люди с малыми общими размерами (микросомия); другой – индивиды с крупными размерами тела (макросомия);

    • вторая ось разделяет людей по соотношению мышечного и костного компонентов (определяющих форму двигательного аппарата) и имеет вариацию от лептосомии (ослабленное развитие мышечного компонента по сравнению с развитием скелета) до брахисомии (обратное соотношение компонентов);

    • третья ось описывает изменчивость величины подкожного жироотложения разных сегментов тела и имеет два крайних проявления – от гипоадипозности (слабое жироотложение) до гиперадипозности (сильное жироотложение). «Конституционное пространство» открыто со всех сторон, поэтому любой человек может быть охарактеризован с его помощью – в него вписывается вся существующая конституциональная изменчивость. Практическое применение осуществляется путем вычисления 6–7 типологических показателей при помощи уравнений регрессии по 12–13 антропологическим измерениям. Регрессионные уравнения представлены для женщин и мужчин. По этим показателям находится точное место индивида в трехмерном пространстве конституциональной схемы.

    14. Онтогенез

    Онтогенез (от греч. ontos– существо и genesis– происхождение), или жизненный цикл – одно из ключевых биологических понятий. Это жизнь до рождения и после него, это непрерывный процесс индивидуального роста и развития организма, его возрастного изменения. Развитие организма ни в коем случае не следует представлять как простое увеличение в размерах. Биологическое развитие человека – сложное морфогенетическое событие, это результат многочисленных метаболических процессов, деления клеток, увеличения их размеров, процесса дифференцировки, формообразования тканей, органов и их систем.

    Рост любого многоклеточного организма, начинающийся всего с одной клетки (зиготы), можно разделить на четыре крупные стадии:

    1) гиперплазия (деление клеток) – увеличение числа клеток в результате последовательных митозов;

    2) гипертрофия (рост клеток) – увеличение размеров клеток в результате поглощения воды, синтеза протоплазмы и т. п.;

    3) детерминация и дифференцировка клеток; детерминированными называются клетки, которые «выбрали» программу дальнейшего развития. В процессе этого развития клетки специализируются для выполнения определенных функций, т. е. происходит их дифференцировка на клеточные типы;

    4) морфогенез – конечным результатом упомянутых процессов является образование клеточных систем – тканей, а также органов и систем органов.

    Все без исключения стадии развития сопряжены с биохимической активностью. Изменения, происходящие на клеточном уровне, приводят к изменению формы, структуры и функции клеток, тканей, органов и, наконец, в целом организма. Даже если не наблюдаются очевидные количественные изменения (собственно рост), в организме постоянно идут качественные перестройки на всех уровнях организации – от генетического (активность ДНК) до фенотипического (форма, структура и функции органов, их систем и организма в целом). Таким образом, именно в ходе роста и развития организма реализуется неповторимая наследственная программа под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды. С преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связано «возникновение» всех видов изменчивости биологических признаков человека, в том числе и тех, о которых шла речь ранее.

    Исследование онтогенеза является своеобразным ключом к пониманию явления биологической изменчивости человека. Разные аспекты этого явления изучают эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и другие дисциплины.