Антикризисное управление: Шпаргалка. Часть 5

    41. Понятие организационных преобразований в антикризисном управлении

    Необходимым элементом антикризисного управления являются организационные преобразования – изменения в организации, способствующие новому, как правило, более эффективному, образу действий. Преобразования отличаются от реструктуризации наличием более широкого спектра изменений.

    Для антикризисного управления наибольшее значение имеют преобразования продуктовые, определяющие материальный результат управления, процессные преобразования, изменяющие все процессы функционирования организации, и преобразования ресурсные, связанные с перераспределением ресурсов.

    Процессные преобразования антикризисного управления включают следующие нововведения: 1) в процессах взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.); 2) в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические преобразования); 3) в процессах информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.); 4) технологические – в процессах производства продукта, услуги и др.; 5) организационные – в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.

    Процессные преобразования ориентированы на экономию всех видов издержек, времени, повышение качества работы.

    Продуктовые преобразования – это выбор и освоение новых видов продуктов и услуг. При разработке продуктовых преобразований в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких преобразований, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

    Продуктовые преобразования имеют решающее значение в реализации антикризисного управления.

    Ресурсные преобразования – это реконструкция основных факторов функционирования предприятия:

    • реорганизация предприятия в различных факторах его функционирования – управление, организация производства, работа с персоналом и др.;

    • перераспределение или реструктуризация материальных и нематериальных ресурсов;

    • перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления. Ресурсные преобразования непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимым условием реализации всех преобразовательных проектов продуктового типа, всех преобразований по увеличению продаж и снижению себестоимости.

    В то же время ресурсные преобразования, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят иногда весьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.

    42. Процессные антикризисные преобразования

    Процессные преобразования в санации предприятий – это новшества, которые вводятся в процессы управления и организации производства и способны привести к скорейшим результатам в финансовом оздоровлении фирмы.

    Процессные антикризисные преобразования включают следующее.

    1. Мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных) операционных расходов важны потому, что от уровня постоянных или условно-постоянных расходов в наибольшей степени зависят прибыль предприятия и остающиеся у него на счетах средства.

    Основные направления экономии постоянных издержек предприятия при его санации:

    а) экономия на аренде избыточных активов;

    б) экономия на покупке в собственность предприятия активов, которые ему понадобятся лишь спустя некоторое время;

    в) продажа активов, которые являются нефункционирующими (избыточными) и которые могут быть либо проданными, либо сданными в аренду до возникновения в них потребности;

    г) экономия на административно-управленческом и вспомогательном персонале;

    д) экономия на производственном персонале, задействованном на выпуске невыгодного, устаревшего продукта;

    е) экономия при непродлении платежей по поддержанию прав собственности на нематериальные активы типа патентов, лицензий, разнообразных льгот и т. д., экономия на оплате услуг консультантов и юристов;

    ж) экономия на отчислениях в резервные фонды, страхующие различные риски.

    2. Преобразования в управлении персоналом предусматривают:

    а) анализ и диагностику общей системы трудовых отношений с работниками предприятия: определение необходимости, возможности и полезности разделения персонала на группы работников, которых следует оставить в штате организации, и таких, с которыми следует заключать договоры подряда;

    б) пересмотр трудовых отношений с носителями технологического и коммерческого ноу-хау фирмы. При диагностике трудовых отношений следует проверить также, целесообразно ли перезаключать срочные трудовые контракты с ключевыми работниками – носителями коммерческого и технологического ноу-хау фирмы, которые относятся к высокооплачиваемой категории.

    3. Антикризисные преобразования в организации работы с заказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками) касаются стратегии работы с партнерами по сделкам, а с другой стороны – организации договорной работы предприятия. В стратегии работы с партнерами главным является определение их надежности, т. е. их платежеспособности, дееспособности и эффективности.

    43. Продуктовые антикризисные преобразования

    Продуктовые преобразования нацелены на переключение предприятия с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Это позволяет фирме не только приобрести прибыльный режим работы с точки зрения соотношения текущих затрат и результатов, но и повысить свою финансовую привлекательность для инвесторов и кредиторов.

    Существуют консервативный и радикальный подходы к продуктовым преобразованиям.

    Консервативный подход к выбору новых, более выгодных продуктов или услуг наиболее приемлем для финансово-кризисных предприятий, ограниченных как в возможностях финансирования значительных стартовых инвестиций в новый бизнес, так и в сроке окупаемости.

    Консервативный подход к продуктовым преобразованиям сводится к выбору для освоения таких продуктов, услуг или операций, которые предусматривали бы: 1) уже созданный технологический, а также коммерческий задел предприятия (закупочные и сбытовые связи); 2) имеющиеся у предприятия специальное технологическое оборудование и оснастку, запасы материалов; 3) ранее начатые инвестиционные проекты. Этот подход может быть достигнут при большом числе консервативно выбранных продуктовых преобразований.

    Радикальный подход предполагает выбор предприятием не только нового продукта или услуги, но и наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором будет выгодно работать предприятию. При этом подходе необходимо решать, «на кого работать», кому что-либо предлагать к продаже, на какую группу потребителей, имеющую максимальную суммарную платежеспособность, ориентироваться.

    Под суммарной платежеспособностью сегмента рынка понимается не платежеспособность отдельных представителей выделяемой группы покупателей, а располагаемые всеми ими средства.

    Радикальный подход к выбору нового продукта граничит с наступательной стратегией преобразований предприятия. Консервативный подход ближе к оборонительной стратегии преобразований.

    Наступательная стратегия преобразований предполагает, что предприятие поддерживает свою конкурентоспособность, удерживает свою долю на рынках посредством постоянного создания и освоения продуктов, которые являются новыми не только для него, но и для рынка, потребителей.

    Оборонительная стратегия преобразований означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыми новшествами или лишь незначительно совершенствует ранее выпускавшийся продукт, – это называется инкрементальными преобразованиями. Предприятие следует за фирмой-пионером (которая осуществляет радикальные продуктовые новшества), после того как удостоверится, что эта фирма имеет коммерческий успех в силу этих новшеств.

    44. Понятие управленческого риска

    Понятие «риск» в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероятность которых обусловлена наличием неопределенности (недостаточность информации, недостоверность), а также выгоду и прибыль, получить которые можно лишь при действиях, обремененных риском, что чаще всего связывается с инновационной деятельностью.

    Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности, вследствие недостаточности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.

    Размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности представляет собой цену риска, а величина успеха (дополнительной прибыли) – плату за риск. Риск проявляется в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы или услуги и выступает одним из конечных результатов деятельности. Сущность, содержание, характер проявления риска в деятельности организации позволяют определить природу риска как экономическую.

    В практике менеджмента используются следующие характеристики риска:

    1) размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;

    2) вероятность риска – степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от нуля до единицы, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от нуля до единицы) границы вероятности;

    3) уровень риска – отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию рискованного решения, изменяющийся от нуля до единицы, выше которого риск не оправдан;

    4) степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают высокую, среднюю, низкую и нулевую степени;

    5) приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);

    6) правомерность риска – вероятность риска, находящаяся в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.

    45. Классификация рисков в антикризисном управлении

    Классификация рисков по основным признакам:

    1) назначению риска: риск, предполагающий потери;

    • риск, предполагающий выгоду;

    2) функциональным особенностям риск-процесса:

    • маркетинговый;

    инновационный;

    инвестиционный;

    производственный;

    страховой;

    финансовый;

    3) содержанию риск-результата: экономический;

    • социальный;

    организационный;

    психологический;

    • имиджевый;

    4) последствиям реализации риск-решения: социальные;

    политические;

    экологические;

    демографические;

    5) уровню внешних источников (факторов) риска:

    • международный;

    макроэкономический;

    региональный;

    6) рыночному фактору риска: конкурентный;

    • конъюнктурный;

    ценовой;

    коммуникационный;

    7) рынкам, факторам производства как источников риска: человеческих ресурсов;

    • информационным;

    • финансовых ресурсов;

    материальных ресурсов;

    • временным;

    8) средству воздействия: целевой, стратегический, тактический;

    прогнозируемый, планируемый, концептуальный;

    мотивационный, стимулирующий;

    • структурный;

    9) характеру проявления: субъективный;

    • объективный;

    неправомерный (правомерный);

    неоправданный (оправданный);

    • криминогенный;

    10) методологии: экспертный;

    экономико-математический;

    дисконтирования;

    статистический;

    интуитивный.

    Систематизация и детальное исследование рисков позволяют провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Классификация рисков является основой организации управления рисками. Каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков – методологическая база профессионального антикризисного управления.

    Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия источников (факторов) риска, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, дает основание трактовать риск как категорию менеджмента.

    46. Управление риском: разработка рисковых решений, средства

    Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений.

    Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений.

    1. Информационный анализ: мониторинг внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировка известных факторов; зависит от наличия информации об изменяющихся условиях управления.

    2. Диагностика ситуации, которая определяется спецификой решаемой задачи. Основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации.

    3. Разработка вариантов риск-решений. Для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы) возможного негативного проявления риска.

    4. Принятие решения – комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска.

    5. Организация и реализация – виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнение, задержки и т. п.).

    Основные средства воздействия при управлении риском в антикризисном менеджменте.

    1. Стратегия управления – политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска конкретного вида в рисковых решениях, разрабатываемых применительно к конкретным социально-экономическим системам и ситуациям.

    2. Критерии выбора решения, которые предусматривают разработку пределов (границ) риска, динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат-издержек, изменения цен, инфляции и т. п.

    3. Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализация и компенсация негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска – необходимые условия выработки и реализации риск-решений, используются в той или иной степени при выполнении работ на каждой стадии процесса управления риском.

    4. Оценка эффективности достигнутого уровня как отношения упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском.

    5. Формирование таких гибких организационно-управленческих звеньев в системе управления организациями, как «экспертизы и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности».

    47. Контроллинг и его роль в антикризисном управлении

    В организациях обычно существуют системы контроля, т. е. совокупность взаимосвязанных актов проверки состояния объекта управления, установления отклонений параметров от нормативных величин. Эти системы тоже могут быть различными. В процессах развития производства и изменения экономических условий возникает потребность изменения систем контроля. Эта потребность особенно остро ощущается в антикризисном управлении.

    Система непрерывного отслеживания тенденций развития организации по методике обнаружения слабых сигналов кризиса и анализа возможных их последствий получила название контроллинга. Постепенно в процессах экономического развития контроллинг формируется в тип управления.

    Потребность в своевременном распознавании проблемы и принятии решений повышает роль функции контроля. На определенном этапе этого процесса возникает необходимость организационных преобразований в использовании этой функции – создание или повышение статуса специализированных подразделений контроля, расширение диапазона контролируемых процессов, мониторинга отклонений и анализа их причин, определение точек и границ контроля, системы реагирования на результаты контроля, создание механизмов типологического воздействия контроля на процессы функционирования организации (мягкий или жесткий контроль, латентный контроль и др.). Функция контроля при возрастании ее приоритета превращается в тип управления – контроллинг.

    Контроллинг тесно связан с планированием. Он позволяет оценивать качество плана, своевременно его корректировать или создавать условия для его реализации. Контроллинг требует упорядочения и системы нормативного регулирования процессов. Он является важнейшим фактором процессного управления. В этом заключаются его преимущества и роль в современном менеджменте.

    В условиях диверсифицированного производства контроллинг позволяет оперативно решать вопросы распределения ресурсов, переключения их на наиболее выигрышные направления производственного развития. Таким образом, контроллинг способствует формированию ресурсосберегающих технологий.

    Контроллинг – это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией.

    48. Принципы контроллинга

    Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.

    Выделяют следующие основные принципы контроллинга:

    1) принцип регулирования динамики развития организации, т. е. ускорение или торможение различных процессов в организации. Одни процессы требуют ускорения, другие, наоборот, торможения. Сочетание первого и второго – важнейшая задача контроллинга, который и предназначен распознавать и выявлять положительные и отрицательные тенденции, возможности влиять на них соответствующим образом;

    2) принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т. д. Без фиксации или документального оформления невозможны сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин. В современном управлении такая фиксация осуществляется посредством компьютерной техники. Однако некоторые факты необходимо оформлять в документальном порядке;

    3) принцип регулярности контроля, мониторинга процессов. Контроллинг построен не на эпизодическом или выборочном, а на регулярном контроле. Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов и точки контроля;

    4) принцип гибкости контроля, т. е. необходимость варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации;

    5) принцип фактологии, отражающий правило логичного сбора и построения фактов. Основу такой логики должны составлять цель и миссия организации, концепция управления, систематизация фактов;

    6) принцип накопления информации, позволяющий вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее;

    7) принцип анализа тенденций, т. е. сравнительные оценки и сопоставления;

    8) принцип стратегичности. Главным в содержании контроллинга является обеспечение развития предприятия по стратегической программе, осуществление его деятельности в соответствии с разработанной стратегией;

    9) принцип своевременности обнаружения отклонений – устранение отклонений в работе предприятия на ранней стадии кризиса, особенно если они оказались результатом ошибки;

    10) принцип организационного обеспечения, т. е. необходимость выделения специальной службы и предоставления ей статуса, необходимого для реализации всех перечисленных принципов и специализированных функций.

    49. Специфические функции контроллинга

    Любой тип управления характеризуется функциями (система управления), приоритетами (механизм управления) и технологией (процесс разработки и принятия решений).

    Специфические функции контроллинга:

    1) мониторинг состояния и изменения организации по всем сферам ее функционирования – экономической, социальной, технологической, организационной, информационной;

    2) информационное обеспечение управленческих решений: поиск, получение и обработка информации, дифференциация информации по проблемам, организационным единицам, разработка альтернативных вариантов решений;

    3) контроль и мотивация исполнения решений и творчества в деятельности. Эта функция «питает» систему ответственности и поощрений, которая может быть различной – административной, экономической, социально-психологической, коллективной и пр. Наблюдение за исполнением является и значительным мотивационным фактором, в том числе и фактором поощрения за творчество;

    4) оценка устойчивости развития организации, осуществление антикризисного управления в виде решений по профилактике кризисов, готовности к кризисным ситуациям, определения характера и особенностей возможного или реального кризиса;

    5) установление границ отклонений (ограничений) от действующих норм, плановых показателей и тенденций развития;

    6) анализ причин отклонений, определение ограничений объективных, естественных в данной ситуации, необходимых для эффективности или для выбранной цели;

    7) прогнозирование развития на ближайшую и дальнюю перспективу;

    8) контроль затрат и регулирование использования ресурсов: финансовых, материальных, людских, информационных, ресурсов времени и пространства;

    9) разработка методологии планирования с учетом возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения;

    10) корректирование планов по критическим ситуациям, изменяющимся условиям, возможностям выгоды, необходимости преобразований.

    50. Типы контроллинга

    Существует множество типов контроллинга, которые отражают как его общие задачи, так и особенности организации и условий, в которых она находится. Очень часто в качестве главных типов контроллинга выделяют стратегический и тактический.

    Стратегический контроллинг отслеживает изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей ее среде. При этом большую роль играет характер изменений.

    Стратегический контроллинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем ее направлениям и решает следующие задачи: 1) контролирование реальности качественных и количественных параметров развития, установления целей, определения принципов антикризисного управления в конкретных условиях; 2) распределение по форме и мере ответственности за выполнение определенных заданий стратегической программы; 3) анализ и исследование альтернативных стратегий; 4) определение «критических» факторов реализации стратегической программы – как внешних, так и внутренних; 5) определение этапных моментов реализации стратегической программы, требующих усиления контроля, использования специальных методов оценки, обнаружения и пр.; 6) установление связи показателей с целью антикризисного управления, их валидности и надежности, достаточного состава, методики расчета; 7) формирование критериальной основы оценок, отклонений, нормативных величин.

    Тактический контроллинг в антикризисном управлении характеризует текущую деятельность по осуществлению систематизированного контроля деятельности организации и решает следующие задачи:

    1) установление необходимой периодичности контроля, позволяющей своевременно обнаруживать возможности отклонений, опасные явления и слабые стороны;

    2) определение и реализация масштабов контроля. Существуют системы тотального, выборочного, локального и общего контроля;

    3) обеспечение глубины контроля, отражающей возможности улавливания слабых сигналов, обнаружения тех процессов, которые лишь в ближайшем будущем могут быть наиболее заметными;

    4) регулирование трудоемкости контроля, которая в значительной степени зависит от его организации и методики, использования современных технических средств обработки информации, масштабов и глубины контроля, квалификации персонала, осуществляющего функцию контроля;

    5) мотивация и обеспечение условий контроля, отражающие, что контроль всегда предполагает ту или иную меру участия человека;

    6) определение критических точек контролируемого процесса.

    Связи стратегического и тактического контроллинга проявляются в методологии и организации контрольной деятельности.

    Методология контроллинга характеризует его цели, подходы и принципы, инструменты и методы.